Glove: Стартапы в новой реальности. Колонка Татьяны Ходанович

10 ноября 2022

В октябре 2022 года Минцифры приняло решение о создании региональных реестров стартапов для отсрочки от частичной мобилизации. Перед руководителями новых проектов встаёт вопрос, как строить бизнес в быстро меняющихся условиях и сохранить его на плаву даже в самой кризисной ситуации. На какие пункты стоит обратить внимание каждому стартаперу с точки зрения сильных и уязвимых сторон в ситуации неопределённости, рассказала Татьяна Ходанович генеральный директор Edtech-сервиса для фармацевтов Pharmedu.

Люди – основа для развития стартапа и моральной поддержки в сложной ситуации

Вопрос персонала на этапе старта – самая важная тема. Найти свою команду в целом непросто, а для начинающего предпринимателя это задача со звездочкой. Здесь может быть два сценария развития событий. Допустим, вы действительно получили инвестиции, в которых заложен бюджет на команду и ее подбор, то сразу лучше отдать эту задачу профессионалам (аутсорс, конечно, предпочтительнее).

«У Pharmedu таких инвестиций не было, поэтому мы пошли по второму сценарию: поиск персонала методом проб и ошибок. В процессе использовались все возможные методы: социальные сети, сарафанное радио, сайты по подбору персонала.

При найме людей в стартап важно четко держать в голове фокус, что далеко не всем подходит работа в стартапах. Например, я сталкивалась с тем, что люди предпочтут зарплату ниже, но при этом четкие задачи. Загвоздка состоит в том, что в стартапе чаще всего задачи размытые, и подхватывать придется разноплановую работу, гибкий подход к задачам. Здесь главное, не боятся ошибаться и расставаться с людьми, которые не подходят«, – утверждает Татьяна.

Кстати, тема с work-life balance и благополучием сотрудников стала ещё актуальнее. Для развития успешного проекта нужны сильные духом люди, мотивированные на результат, а потому если позволяет бюджет, стоит позаботиться о ментальном здоровье своих коллег.

Доля в компании для сотрудника – рискованная идея в кризис

Здесь остро стоит вопрос доверия. Доля в компании, которая встает на ноги и пока ее будущее не определено, может не мотивировать, а впоследствии  и вовсе выйти боком. В такой истории нужны проверенные люди.  Если потенциальный партнер не верит в идею стартапа, то может в момент Х просто подвести.

Однако, и здесь есть вторая сторона медали. Мобилизация может коснуться каждого. Стоит понять, как действовать в случае вынужденного отъезда и передать бизнес в надежные руки.

Для любого стартапа продвижение играет ключевую роль

Формат продвижения зависит от специфики стартапа. Как было сказано выше, аутсорс здесь предпочтительнее, поскольку давать какие-то гарантии при нестабильности бизнеса в кризисное время очень рискованно.

«Например, я в свое время приняла решение, что буду продвигать свой проект сама активным участием в отраслевых конференциях, работе с клиентами, подготовкой экспертных статей для СМИ. Даже при наличии опыта у руководителя не всегда есть время на все аспекты развития стартапа, поэтому я взяла пиарщика на аутсорсинге. На продвижение, как и на любой другой аспект, финансов жалеть не нужно«, – делится Татьяна.

Сейчас отраслевые СМИ заинтересованы в разборе кейсов, как действует бизнес в кризис, а стартапам уделяется пристальное внимание. Когда интерес сфокусирован на одной теме, не стоит упускать возможность связать с ней и свой кейс. То же самое можно сказать о соцсетях: необходимо показывать целевой аудитории, что ваш продукт живет, мотивирован на развитие и даже в нынешних реалиях ищет новые возможности.

Даже в кризис можно привлечь инвесторов в свой стартап

Сейчас не самая лучшая ситуация с финансированием из зарубежных фондов. Однако, многочисленные статистические исследования говорят о том, что инвестирование в компании на разных стадиях развития не стремится к нулю. Кроме того, государство также стремится поддерживать отечественные стартапы. Самое главное при выборе инвестора понять, как они видят развитие стартапа с прогнозом и конкретными цифрами.

Кризис – не время жёсткой конкуренции, а время для продуктивного сосуществования и развития

Цифры всегда говорят сами за себя. Если продукт востребованный, то это прослеживается в финансовых показателях. Даже если в такое время у стартапа есть серьезные конкуренты, можно смело занимать выбранную нишу и наращивать долю рынка. Потеря в прибыли — не всегда минус. В случае, если все идет более-менее согласно с намеченным вами планом и инвесторы с этим сценарием согласны, нужно идти вперед к плановым показателям.

Сейчас хорошее время для поиска собственного направления

Ниши высвобождаются. Да, многие перенесли бизнес на удалёнку: 2020 год научил нас это делать. Но часть из уехавших все же освободили ниши. И в этих нишах можно найти себе применение, если есть какое-то желание развиваться в сегодняшних реалиях. Прямо сейчас можно занять вполне осязаемые доли, тем более, любые производственные инициативы очень приветствуются государством.

Источник: Glove

Поделиться:
Сетевое издание PHARMEDU (18+) зарегистрировано в Роскомнадзоре 12.07.2019 г. Номер свидетельства Эл №ФС77-76297. Учредитель — Общество с ограниченной ответственностью «ФАРМЕДУ» (ОГРН 1185074012881).
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-36176
Мы используем файлы cookies. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия. ОК