Московские аптеки. Пандемия привела к пересмотру параметров сотрудничества.
Ходанович Татьяна, Генеральный директор Pharmedu.ru
Сегодня сегмент фармдистрибуции представляет собой сложную картину. С одной стороны, на рынке доминируют крупные дистрибуторы, которые конкурируют между собой по основной стратегии — кто предложит более выгодные цены. Хотя технологии и логистика также играют важную роль, цена пока что остается основным фактором.
С другой стороны, есть вторичные дистрибуторы, которые могут предложить лучшие условия по отсрочкам и локальной доставке. Вся индустрия насторожена из-за возможных коллапсов в импорте лекарств, что делает конкуренцию за эксклюзивные соглашения по-прежнему актуальной. Особенно в рецептурном сегменте, где доминирует западная фарма. А недавнее повышение цен привело к тому, что многие оптовые компании сделали крупные закупки на склады — они даже больше, чем их текущие продажи. Мы видим, что сейчас реализация продолжается, но новые приобретения фактически приостановлены. Это может означать, что оптовики запаслись продукцией, а аптеки тоже начали формировать резервы лекарственных препаратов для обеспечения бесперебойной работы.
Кроме того, компании стараются оптимизировать свои заказы, но зачастую процесс еще далек от идеала: индивидуальные потребности в каждом районе и регионе требуют особого подхода. Хоть фармпроизводители и нацелены на унификацию объемов закупок для аптек, это не всегда возможно на практике — например, аптека в Москве и аптека в Туле функционируют по совершенно разным принципам.
А еще с 2020 года на первом плане у производителей стоит необходимость ускорения сроков оплаты от дистрибуторов (что тоже влияет на весь фармрынок). Это вызвано финансовыми трудностями и нестабильностью, с которыми в период пандемии столкнулись и промышленные предприятия, и оптовый сектор. Предполагается, что ускоренные сроки оплаты помогают обеспечить ликвидность и финансовую устойчивость.
Та ситуация, в которой мы оказались во время пандемии, привела к тому, что участники фармрынка начали пересматривать параметры сотрудничества. Если раньше, до ковида, были возможности предоставить кому-то более комфортные условия в индивидуальном порядке (например, небольшой аптеке, с которой оптовая компания работает более двадцати лет), то после 2020 года дистрибуторы начали унифицировать требования ко всем контрагентам. Насколько эффективен этот механизм, не вполне понятно: несмотря на его применение, случаи затягивания сроков оплаты продолжают иметь место.
Сегодня все усилия сосредоточены вокруг высокой стоимости капитала, и при имеющихся процентных ставках многие компании не могут смягчить условия: для участников фармрынка остро стоит вопрос об экономической стабильности. В результате предприятия, задействованные в товаропроводящей цепи лекарственного обращения, начинают искать пути оптимизации финансовых потоков, а это усугубляет уже существующее напряжение. Как справиться с данной задачей без участия госрегулятора, представить сложно, но все же очень хотелось бы надеяться на динамику ситуации с ключевой ставкой, и ее хоть и постепенное, но регулярное снижение. Фармрынок сегодня замирает, все процессы затормаживаются — в том числе долгосрочное планирование и развитие локальной промышленности.
Источник: Московские аптеки.
- Поделиться:
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-37244