МосАптеки. Дистрибуция и аптека: конфликт интересов.
Не так давно считалось, что фармацевтическим рынком правит дистрибуция — именно она организовывала процесс лекарственного обращения, связывая производство с реализацией, — фармпром с аптеками, определяя законы рынка, диктуя условия. Сегодня же звучат слова о «кризисе фармдистрибуторов». Какие перспективы у оптового звена и как они отразятся на фармацевтической рознице?
«Все или почти все ищут способ зарабатывать больше, ориентируясь на стремящийся к консолидации аптечный сегмент и пытаясь научиться играть на его поле (т.е. теми же инструментами, что и фармрозница). В результате маркетингом занимаются уже фактически все звенья в цепи доставки лекарственных средств, хотя данное направление является не только прерогативой, но и зоной ответственности производителя, — подчеркивает генеральный директор Pharmedu.ru Татьяна Ходанович. — На нашем фармрынке все хотят быть всем: аптека – складом и производством, оптовик – производителем, ассоциацией, маркетинговой единицей, онлайн-площадкой и аптечной розницей. И, безусловно, в таких обстоятельствах выигрывает сильнейший и крупнейший. Малые предприятия в фармации страдают от ужесточения условий взаимодействия с оптом, комфортно существовать в которых уже несколько лет способен лишь сетевой бизнес. Собственно, поэтому небольшие аптеки и сбиваются в ассоциации, стараясь консолидировать свои усилия для выживания. Пока им остается только это».
Однако здесь начинает действовать одна из известных закономерностей: если стремление к чему-либо становится чрезмерным, оно начинает уводить в сторону, противоположную от результата. Иными словами, чего сильно боишься – то с высокой вероятностью и случается.
«Да, дистрибуторы давно усложнили условия, проверяя каждого аптечного клиента. Но во многих хорошо известных фармрынку случаях это никак не спасло от банкротства, – констатирует Татьяна Ходанович. – Закручивание гаек не помогло оптовикам обеспечить безопасность даже во взаимодействии с крупными игроками розницы. А вот мелкие страдают колоссально и иногда просто не выдерживают».
Еще одна задача фармдистрибуции — равномерное распределение логистических складов по регионам.
«В одних регионах полно складов разных оптовых компаний и уровень их концентрации очень высок, а в других есть даже такие территории, которые никем не охвачены. Чтобы убрать такие «белые пятна» с географической карты лекарственных поставок, на мой взгляд, необходима поддержка регулятора – помочь распределить по районам и дать улучшенные условия в тех населенных пунктах, где присутствие фармдистрибуции пока что равно нулю, — считает Татьяна Ходанович. — Необходимо добиться того, чтобы дистрибуторы перестали гоняться за маржой и могли бы зарабатывать только на своих основных функциях. Тогда главное противоречие будет снято, и отрасль вновь начнет чувствовать себя лучше. Сегодняшняя же схема связана с серьезными рисками, ведь доход у пациентов сократился».
И даже формирование собственных аптечных сетей и маркетинговых союзов сегодня не лишено своеобразных «побочных эффектов».
Источник: МосАптеки
- Поделиться:
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-36808