Аптекарь спешит на помощь

4 мая 2018

Приверженность граждан к самолечению продолжает оставаться одной из самых важных и пока нерешенных проблем нашего здравоохранения. Причин тому множество. Это и целый ряд сложностей бюрократического характера, делающих визит к врачу недоступным для пациентов; и недоверие последних к нашей медицине; и, наконец, уверенность россиян в том, что они не хуже специалистов разбираются в лекарственных препаратах. А если в чем и не смыслят, то аптекари им непременно придут на помощь.

Согласно статистике 23 % пациентов при визите в аптеку покупают лекарства, ориентируясь на рекомендации фармацевтического работника. А около 70 % посетителей аптек уверены в аптекаре больше, чем во враче.  «Зачем мы пойдем в поликлинику? Вы нам лучше любого врача все объясните». И ведь объясняем.

Пациенты в нас, пожалуй, не ошибаются. Ведь провизоры и фармацевты по части своей подкованности в области фармакологии могут дать фору любому врачу (да не обидятся они на нас). И еще со времен СССР помогали посетителям аптеки не только таблетками и микстурами, но и добрым мудрым словом. Хотя вряд ли кому-то из нас пришло бы в голову назвать этот процесс фармацевтическим консультированием. А именно так он и зовется. Причем с недавних пор это не вопрос нашего желания или нежелания, а наша прямая обязанность и один из базовых элементов концепции Надлежащей Аптечной Практики (НАП).

НАП (Надлежащая аптечная практика (GPP), если кто не помнит, это правила организации аптечной деятельности в отношении:

  • изготовления и/или реализации лекарственных средств населению;
  • обеспечения ответственного самолечения;
  • содействия надлежащему прописыванию и применению лекарственных средств;
  • пропаганды здорового образа жизни и профилактики заболеваемости.

Так что же такое фармацевтическое консультирование? Это оказание помощи покупателю в подборе препарата безрецептурного отпуска с предоставлением информации, ориентированной на персональные потребности покупателя.

При этом необходимо понимать, что использование препаратов безрецептурного отпуска является важной составляющей системы здравоохранения.  Ведь при правильном их применении есть возможность устранить незначительные нарушения в состоянии здоровья пациента. А это дает возможность врачам сосредоточить свое внимание на действительно серьезных патологиях. У пациентов же в свою очередь появляется возможность сэкономить и время, и деньги.

Казалось бы, все просто. Вот пациент со своими жалобами, вот аптекарь с огромным арсеналом безрецептурных средств для их устранения. Но для чего тогда было на уровне законодательства (Правила надлежащей аптечной практики (Приказ Минздрава РФ от 31.08.2016 № 647н) действуют с 1 марта 2017 г.) акцентировать внимание всей отрасли на таком понятии как фармацевтическое консультирование?

Все дело в том, что даже применение препаратов, не требующих для отпуска рецепта врача, имеет свои серьезные подводные камни, о которых нам ни в коем случае не стоит забывать, чтобы не разбить о них хрупкую лодку здоровья. Уж извините за столь романтичный образ.

И хотя многие посетители аптек уже давно отождествляют фармацевтических работников с продавцами, не ценят или не осознают потребности в профессиональной помощи при выборе лекарств. По существу, только совет аптечного работника относительно правильного выбора и применения того или иного препарата может уберечь пациентов от непоправимых и часто роковых ошибок. И очень важно достучатся до них, добившись осознания того, что именно аптекарь является ключевой фигурой  в этом процессе.

Так на что же прежде всего обращаем внимание и какие вопросы требуется решить при фармацевтическом консультировании пациента? Вот только некоторые из них:

  1. Определить нуждается ли пациент в данном препарате? Имеются ли медицинские показания? Соответствуют ли показания области применения данного препарата?
  2. Является ли препарат/лекарственная форма наиболее эффективным и безопасным именно для этого пациента с учетом его возраста, пола, наличия или отсутствия беременности/лактации, сопутствующих заболеваний?
  3. Является ли данная дозировка наиболее эффективной и безопасной с учетом массы тела, возраста и характера заболевания?
  4. Нужна ли дополнительная терапия при неизбежных побочных эффектах от применения препарата?
  5. Какие эффекты может дать одновременное применение сразу нескольких препаратов? 

Кроме того, аптечный работник должен нацелить пациента на правильный прием препаратов.  Поскольку нужного терапевтического эффекта можно достичь только при соблюдении схемы лечения. Именно фармацевтический работник может помочь пациенту в выборе препарата и повлиять на тщательность, с которой пациент будет следовать рекомендациям.

Прочитав статью, рядовой работник аптеки может заметить, что фармацевтическое консультирование предполагает тщательную и серьезную работу с каждым посетителем, на которую в сегодняшних реалиях у провизоров и фармацевтов просто нет ни времени, ни возможностей.  И хотя с этим нельзя не согласиться, это то, к чему мы все должны стремиться, и в конце концов прийти. Если, конечно, мы видим свою главную миссию не в повышении товарооборота, а в укреплении здоровья нации, как бы пафосно это не звучало.

Автор статьи: Светлана Шилькова

Сетевое издание PHARMEDU (18+) зарегистрировано в Роскомнадзоре 12.07.2019 г. Номер свидетельства Эл №ФС77-76297. Учредитель — Общество с ограниченной ответственностью «ФАРМЕДУ» (ОГРН 1185074012881).
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-33604
Мы используем файлы cookies. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия. ОК