Заведующая и неформальный лидер

19 января 2016
Те из вас, кто стремится к карьерному росту, однажды добиваются цели и становятся заведующими. Но в новом коллективе их могут подстерегать «сюрпризы», к которым нужно быть готовым. Одним из таких сюрпризов является наличие неформального лидера, - сотрудника, за которым, при определенных условиях, готов пойти весь коллектив. Слова «лидер» и «харизма» неразделимы. Харизма, или особое обаяние, - одно из важнейших свойств неформального лидера, о котором тот знает и которым пользуется. Не обладая особым положением или должностью, он магически действует на людей, притягивая их и влияния на их поведение и действия. Присутствие неформального лидера в коллективе чувствуется сразу. Его можно распознать, наблюдая за работой сотрудников и их взаимоотношениями. Если, сотрудники не обращаются к вам, это означает, что они находят помощь у кого-то еще. Если вы выходите к ним с вопросами, а они смотрят на одного из коллег, ожидая, что он ответит за всех, это также указывает на наличие неформального лидера. При возникновении конфликта в коллективе, именно он является третейским судьей. Чтобы подтвердить свои предположения, вы можете провести анкетирование. Включите в анкету такие вопросы, как: «С кем из коллег вы бы посоветовались в сложной ситуации?» «Кто из коллег смог бы дать вам компетентную консультацию?» «С кем из коллег вы хотели бы провести свой отпуск?» Проанализировав ответы, вы получите картину межличностных отношений, а также указания на то, кто является неформальным лидером. Часто он сам даст вам знать о себе, прямо заявив об этом, а иногда и потребовав учитывать «неформальную субординацию», общаться с коллективом через него. В этом случае опросник позволит выяснить, правда ли это, или сотрудник выдает желаемое за действительное. Но не суть, как вы выявите неформального лидера. Важно, чтобы вы не проигнорировали его существование. Неформальные лидеры могут быть как «добрыми», так и «злыми гениями». При этом любой неформальный лидер может стать либо проблемой, сыграв деструктивную роль, либо опорой руководителя, - в зависимости от умения выстроить с ним отношения. На основании личностных особенностей, психологи выделяют следующие типы неформальных лидеров: организатор, синтезатор, генератор идей, патерналист, оппозиционер. Соотнеся с ними «своего» неформального лидера, вы сможете выработать линию поведения, направленную на привлечение его на сторону дела, на избежание конфронтации. Как же советуют взаимодействовать с лидерами разных типов? Лидер-организатор. В выстраивании взаимоотношений с ним поможет логика, четкие заключения и доводы. В ваших силах убедить его в том, что все ваши действия направлены на благо аптеки и каждого сотрудника в отдельности, и ему важно быть на вашей стороне, а его организаторские способности очень важны.лпро Лидер-синтезатор. Он выступает от лица и с согласия коллектива, и не будет поддерживать непопулярные решения. При общении с ним нужны компромиссы. Попытка «навязать» решения, спущенные из офиса сети, не удастся. А если вы не придете к компромиссу, синтезатор может инициировать сопротивление коллектива. Лидер-генератор. Ему важно понимать, что вы слышите его, заинтересованы в его участии в развитии аптеки. При этом идеи должны обсуждаться напрямую с вами, вам понадобятся аналитические качества и умение обосновывать свою позицию: за или против. А вот позиционировать лидера как генератора идей в глазах коллектива не следует. Лидер-патерналист. Он привык «отеческой рукой защищать» коллектив и командовать им. Именно к нему направлены ожидания и надежды коллектива, которые должны быть адресованы вам. Чтобы сделать его союзником, с ним, возможно, придется разделить сферы влияния в коллективе. Иной путь – работать над ослаблением его позиций. Лидер-оппозиционер. Привлечь его на свою сторону невозможно, само это ослабляет позиции лидера. Придется использовать свои властные полномочия. Последнее слово всегда должно оставаться за вами. Во всех случаях важно, чтобы неформальный лидер разделял вашу позицию. Нужно общаться с ним как с экспертом (а не как с конкурентом), важно добиваться и поддерживать его лояльность. В этом случае он станет вашим союзником, что послужит на благо коллективу и развитию бизнеса, а также укрепит ваш авторитет. Источник: Люди ПРО
Сетевое издание PHARMEDU (18+) зарегистрировано в Роскомнадзоре 12.07.2019 г. Номер свидетельства Эл №ФС77-76297. Учредитель — Общество с ограниченной ответственностью «ФАРМЕДУ» (ОГРН 1185074012881).
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-27236
Мы используем файлы cookies. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия. ОК