Врач, провизор, фармацевт: границы и законность рекомендаций

28 марта 2016
В последние годы границы между врачами и аптечными работниками медленно, но упорно смазываются. Где пролегает «рубикон» законности рекомендаций со стороны фармацевта и провизора? С одной стороны, в нашей стране существуют определенные проблемы доступности медицинской помощи. В частности, на уровне поликлинического звена, поскольку попасть в поликлинику для многих россиян не так уж и просто. Очереди к дежурным терапевтам и многодневное ожидание приема у узких специалистов — примерно так выглядит процедура получения помощи в отечественной поликлинике для большинства из нас. В результате миллионы наших сограждан смотрят на лечебные учреждения как на некое место, в которое можно обратиться только в крайнем случае, если уж совсем-совсем плохо стало.рогдз Аптека в этом случае воспринимается как доступная и удобная альтернатива. Ведь в нее так легко зайти и буквально через несколько минут не только получить совет от «человека в белом халате», но и тут же купить избавляющее от страданий лекарство. Другой причиной размывания грани между аптекой и поликлиникой является рынок, а вернее — нарастающая конкуренция. Аптечный рынок уже длительное время переживает непростые времена, поскольку скорость открытия новых аптек значительно превышает темпы роста объемов аптечных продаж. Напомню, что за 2013—2015 гг. число аптек и аптечных пунктов в России успело увеличиться примерно вдвое, а значит, за тот же период значительно возросла интенсивность конкуренции и конкурентной борьбы. Более качественный сервис — один из ключевых элементов неценовой конкуренции. В аптечном бизнесе это означает необходимость расширения границ аптечной услуги, в т.ч. путем предоставления посетителям аптеки дополнительных консультаций по вопросам здоровья и лечения. Подобные консультации позволяют активизировать кросс-продажи и дополнительные продажи как товаров основного ассортимента, так и парафармацевтической продукции, повышают уровень доверия как к самой аптеке, так и к предоставляющему консультации аптечному работнику, способствуют укреплению репутации аптечной организации. И все бы это было прекрасно, если бы не одно «но» — сомнительность подобной практики с точки зрения законодательства. И в какой-то степени сомнительность с точки зрения профессионализма и здравого смысла, поскольку в этом вопросе наше законодательство очень и очень разумно. Дело в том, что в любой стране мира врачи не случайно являются интеллектуальной элитой. Обучение в медицинском вузе требует огромных усилий, желания, упорства, умения обрабатывать огромные массивы информации и умения принимать решения в спорных и критических ситуациях. В России существует стойкое отношение к врачам, как к людям второго сорта. И считается совершенно нормальным, когда полуграмотный водитель маршрутки, ончивший 9 классов и не знающий русского языка, получает в два-три раза больше, чем врач с 20-летним стажем. В результате у нас много врачей откровенно демотивированных, много врачей, работающих до изнеможения даже не на двух, а на трех и более ставках, много врачей, полностью разочаровавшихся в профессии. Все это так, но от этого медицина не становится легче. Закрепленное в российском законодательстве понятие границ между специалистами разных профессий, в т.ч. между врачом, провизором и фармацевтом, существует во всех странах мира. И на самом деле каждый из нас прекрасно понимает, что, например, даже самый квалифицированный фармацевт не сможет заменить кардиохирурга и провести операцию на открытом сердце. Это очевидно? Конечно. А просто хирурга фармацевт заменить сможет? Опять же нет. Подобные действия опасны для покупателей-пациентов, а потому запрещены законодательно. Как же определить границу законности рекомендаций фармацевта в аптеке и понять, где заканчивается компетенция фармацевта или провизора и начинается компетенция врача? На самом деле это довольно просто. Достаточно заглянуть в такой знакомый каждому кадровику документ, как Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС). Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ № 541н от 23.07.2010 и содержит достаточно четкие определения в отношении знаний, умений и прав основных категорий участников медико-фармацевтической помощи. Как мы видим, ни обязанности фармацевта, ни обязанности провизора (табл.) не предполагают возможности проведения консультаций по вопросам лечения. Информирование покупателей для этих категорий работников возможно только в объеме того, как конкретно стоит принимать прописанные врачами препараты, а также в объеме санпросветработы, но не более. оооо В соответствии с приказом Минздрав­соцразвития РФ № 541н от 23.07.2010 перечень работ и услуг для диагностики заболевания, оценки состояния больного и клинической ситуации в соответствии со стандартом медпомощи выполняет врач. И он же выполняет перечень работ и услуг для лечения заболевания, состояния, клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи. Соответственно, принимая решения в отношении наиболее вероятного диагноза и плана лечения посетителя аптеки, фармацевт грубо нарушает действующее законодательство и может быть привлечен как к административной, так и к уголовной ответственности. Административный кодекс в этом случае нарушается неизбежно, а именно ч.4 ст.14.1 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)», и влечет наложение административного штрафа в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. на должностное лицо и от 100 тыс. до 200 тыс. руб. — на юридическое лицо. Также по решению суда возможно административное приостановление деятельности организации на срок до 90 суток. Ведь в момент такой консультации фармацевт оказывает услугу, предусмотренную не фармацевтической, а медицинской лицензией. Автор: Владимир Корнюшин Источник: Фармацевтический вестник       
Сетевое издание PHARMEDU (18+) зарегистрировано в Роскомнадзоре 12.07.2019 г. Номер свидетельства Эл №ФС77-76297. Учредитель — Общество с ограниченной ответственностью «ФАРМЕДУ» (ОГРН 1185074012881).
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-28551
Мы используем файлы cookies. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия. ОК