Влияние «эффекта плацебо» на продажи в аптеке

31 июля 2014

19720

Очень часто первостольник в аптеке сталкивается с ситуацией, когда покупатель требует таблетки определённого цвета, в определённой упаковке или «только этого производителя», утверждая, что другие аналогичные препараты ему не помогают. Хотя специалист прекрасно понимает, что эти лекарства действуют одинаково, так как содержат один и тот же активный компонент, убедить в этом клиентов бывает чрезвычайно сложно. В ситуацию вмешивается так называемый «эффект плацебо».   История появления   Большой энциклопедический словарь даёт такое определение термину «плацебо»: ПЛАЦЕБО (лат. placebo - букв. - понравлюсь) – это лекарственная форма, содержащая нейтральные вещества. Применяется для изучения роли внушения в лечебном эффекте каких-либо лекарственных веществ, в качестве контроля при исследовании эффективности новых лекарственных препаратов и др. Таким образом, «эффект плацебо» представляет собой изменение состояния человека, физиологическое и психологическое, после приёма нейтрального вещества – плацебо. Как показывает практика, такие изменения могут быть очень существенными. Врачи наблюдают этот эффект с давних времен. Еще в ХIII веке известный восточный врач Абуль-Фарадж говорил своим пациентам: «Нас трое — я, ты и болезнь. Если ты будешь на моей стороне, мы легко её победим. Но если ты перейдешь на её сторону, я один не смогу одолеть вас обоих». Так он хотел внушить человеку веру в то, что лечение ему поможет. И порой благодаря этой вере человек исцелялся даже от смертельных недугов. На том же эффекте во многом основывается и лечение гомеопатическими препаратами: дозы лекарственных веществ в них настолько малы, что начинают действовать не сразу, а только после накопления (кумуляции) в организме, однако пациенты могут отмечать улучшение состояния уже с первого применения. В истории известны случаи, когда больным выписывались якобы «лекарства» в виде порошков, завернутых в золотистую или серебристую бумагу, с названиями на латыни, которые на проверку оказывались обыкновенным мелом, но при этом творили чудеса. В частности, такой способ лечения практиковал в XIX в. известный русский терапевт М. Я. Мудров, основоположник русской клинической школы. Он утверждал, что лечить нужно не болезнь, а больного, и считал, что уверенность в эффективности лекарства иногда важнее самого лекарства. Впервые термин «эффект плацебо» предложил американский военный врач Генри Бичер. Во время Второй мировой войны он работал анестезиологом в госпитале и однажды, когда у него закончился морфин для обезболивания, сделал раненому солдату инъекцию обычного физиологического раствора, предварительно сказав ему, что это сильное обезболивающее. Солдат почувствовал облегчение, а Бичер, заинтересовавшись этим феноменом, по возвращении в США совместно с учёными из Гарварда начал его исследования. В 1955 году была опубликована его статья с результатами этих исследований, в которой доказывалось, что приём плацебо может вызвать у пациента серьёзные изменения на уровне физиологии.   Как это работает363   Механизм возникновения «эффекта плацебо» полностью ещё не изучен. До недавних пор учёные достаточно скептически относились к подобным исследованиям, но за последние десятилетия научный интерес к ним существенно вырос. Сегодня все серьёзные клинические исследования новых лекарственных формул проходят с использованием плацебо. Такие исследования называются двойные слепые плацебо-контролируемые, они ведутся с 1970 года и считаются одними из самых эффективных. Изучив «эффект плацебо», ученые сделали вывод, что когда пациент надеется на эффективность лекарства, у него запускается некий внутренний механизм, нацеленный на излечение. В организме происходят особые биохимические изменения, в частности, вырабатываются эндорфины, влияющие на психоэмоциональное состояние больного. Подсознательно человек ожидает улучшения состояния, и организм под воздействием такого внушения начинает мобилизовать все свои защитные силы. Сила «эффекта плацебо» зависит, в первую очередь, от степени внушаемости пациента, то есть от его способности поддаваться внешнему влиянию со стороны врача, фармацевта в аптеке или того человека, которому он доверяет. Другими словами, «эффект плацебо» чаще всего проявляется при лечении заболеваний, так или иначе связанных с нервной системой. Немаловажным оказывается и изменение привычного внешнего вида лекарства (цвет, упаковка, размер, производитель).   Как это действует в аптекеnews_5508.200x500   Как часто первостольник в аптеке, отпуская лекарственный препарат, слышит от покупателя: «А это лекарство поможет?»! Это тоже «эффект плацебо», степень которого здесь зависит от авторитета специалиста первого стола, его квалификации, а также навыков правильного взаимодействия с покупателем, от доброжелательности и способности проявить эмпатию. Ведь в аптеку приходят не только за лекарствами, но и за поддержкой. Поэтому очень важно укрепить веру клиента в выздоровление, но при этом напомнить ему о необходимости следовать правилам приёма лекарственного препарата. Чем убедительнее будет первостольник, тем более вероятно, что клиент станет принимать лекарство правильно. А от этого напрямую зависит успех лечения. Автор    Емельянова Екатерина
Сетевое издание PHARMEDU (18+) зарегистрировано в Роскомнадзоре 12.07.2019 г. Номер свидетельства Эл №ФС77-76297. Учредитель — Общество с ограниченной ответственностью «ФАРМЕДУ» (ОГРН 1185074012881).
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-8493
Мы используем файлы cookies. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия. ОК