Тихая война, или Конфликты на работе
Чаще всего в аптеке встречаются производственные и межличностные конфликты.
Производственный конфликт – это скрытое или открытое столкновение индивидуальных и/или групповых интересов в сфере деловых и профессиональных отношений, складывающихся в процессе совместной производственной деятельности. Производственные конфликты могут быть горизонтальными «равный с равным» и вертикальными «высший с низшим» и «низший с высшим».
Межличностный конфликт – это понятие используется для обозначения конфликтов, не имеющих отношения собственно к производству и производственному процессу. Межличностный конфликт – это конфликт двух участников. Когда один против всех или против нескольких человек внутри коллектива – это межгрупповой или внутригруппой конфликт.
Что представляют собой конфликты на работе?
Все коллективы можно разделить на три группы с точки зрения уровня конфликтности: стабильные, т.е. справляющиеся с конфликтами; проблемные – частично справляющиеся; нестабильные, не преодолевающие конфликт и имеющие негативную групповую ориентацию.
Существует три типа нарушений взаимодействия в коллективах: соперничество, псевдосотрудничество и изоляция.
При соперничестве отношения в целом имеют противоречивый, дружелюбно-враждебный характер. Между членами коллектива постоянно происходят открытые столкновения, ссоры, возникают взаимные упреки, агрессивные проявления. В промежутках между открытыми столкновениями неприязненные отношения могут сохранять видимость приличия, когда за улыбкой прячется скрытая неприязнь.
При псевдосотрудничестве отношения внешне выглядят ровными. Поводы к возникновению конфликтов лежат в негрупповой сфере и связаны с индивидуальными трудностями или проблемами, возникающими у сотрудников аптеки.
В случае изоляции отношения в группе обычно не имеют явного конфликтного характера. При внешней согласованности действий сотрудники аптеки эмоционально обособлены друг от друга, не заинтересованы друг в друге, формальное сотрудничество поддерживается необходимостью общего существования. Конфликты возникают, если границы изоляции нарушаются либо в сторону сближения, либо в сторону еще большей разобщенности.
Говоря же о «персональных» конфликтах работника, чаще всего имеют в виду конфликты «по вертикали» (с руководителем). Считается, что это более напряженная линия взаимодействия и что здесь чаще возникают конфликты, чем в отношениях «по горизонтали» (т.е. при взаимодействии с коллегами), поскольку на личные отношения с зав. аптекой могут накладываться проблемы отношений фармацевта с самой организацией. Согласно статистике около половины опрошенных работников находятся в условиях явного конфликта. Причем в большинстве случаев работники указывают на давление сверху. На конфликты по вертикали приходится около 70% всех межличностных конфликтов в коллективах.
Конфликт между руководителем и подчиненным
Проблемы в отношениях подчиненных и руководителей традиционно считаются следствием стремления руководителей к контролю деятельности подчиненных и вызванного этим ответного сопротивления. Пытаясь защитить свою автономию, подчиненные используют следующие «способы» воздействия на руководство: утаивают информацию, оказывают пассивное сопротивление, сплачиваются с коллегами и используют «круговую поруку», создают видимость бурной работы или подчеркивают свою незаменимость.
Причины возникновения конфликтов с руководителем аптеки многообразны. Выделяют две основные группы: объективные и субъективные.
Объективные причины
Между руководителями и подчиненными существуют отношения субординации. Фармацевт обязан выполнять указания и распоряжения начальника, т.е. должен подчиняться. Довольно часто конфликты возникают из-за того, что нечетко прописаны должностные обязанности, ответственность и права работника.
Фармацевт зависит от своего руководителя. При этом могут возникать противоречия между формальной и неформальной (личностной) сторонами отношений подчиненного и руководителя. Например, когда опыт и уровень компетенции подчиненного выше, чем у руководителя. В реальной жизни люди практически никогда полностью не соответствуют ролям «руководитель» и «подчиненный», часто между ними складываются партнерские отношения, и стремление руководителя «закрутить гайки» неизбежно порождает конфликты.
Субъективные причины
В этой группе причин конфликтов между руководителем и подчиненным выделяют управленческие и личностные причины.
К управленческим причинам относят необоснованные и ошибочные решения руководителя, излишнюю опеку и контроль подчиненных со стороны руководства, недостаточную профессиональную подготовку руководителей, низкий престиж труда управленцев среднего и низшего звена, неравномерность распределения служебной нагрузки среди подчиненных; нарушения в системе мотивации.
Среди личностных причин «вертикальных конфликтов» низкая культура общения и грубость руководителя, недобросовестное исполнение своих обязанностей подчиненными, стремление руководителя утвердить свой авторитет любой ценой, выбор начальником неэффективного стиля руководства, отрицательная установка руководителя по отношению к подчиненному и, наоборот, напряженные отношения между руководителями и подчиненными, а также психологические особенности участников конфликта (повышенная агрессивность, эмоциональная неустойчивость, тревожность, завышенная самооценка).
Конфликт между коллегами
В противоположность конфликтам «руководитель – подчиненный» конфликты «по горизонтали» между фармацевтами чаще носят личностный характер. Они возникают из-за антипатий, неприязни друг к другу на основе несовпадения ценностей, установок, норм и принципов, хотя это не исключает организационных и деловых причин.
На плашке (куда попало)
Конфликты в профессиональной сфере связаны с качеством работы (39%), оценкой результатов работы (8%) и введением изменений в аптеке (6%).
На плашке (куда попало)
Наиболее «спокойный» месяц в отношениях руководителя и подчиненных – июнь, а наиболее «конфликтные» – май и январь.
Продолжение в следующем номере
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-3043