Тимофей Нижегородцев: «Медицинский надзор должен усилиться и стать единым»

14 декабря 2014
В рамках научно-практического форума «Российская неделя здравоохранения» и выставки «Здравоохранение 2014» начала работу V ежегодная общероссийская конференция «Негосударственное здравоохранение: состояние и перспективы развития». Начальник управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы России Тимофей Нижегородцев рассказал о конкуренции в сфере предоставления медицинских услуг и о мерах, которые необходимо предпринять, чтобы вернуть пациентов в российские клиники. Экспорт медицинских услуг «Конкуренция на рынке медицинских услуг носит и всегда носила глобальный характер, — заявил Тимофей Нижегородцев. — Во многих странах мира приняты специальные программы по развитию так называемого медицинского туризма, который ежегодно наращивает обороты». В прошлом году Южная Корея оказала медицинских услуг на 9 млрд долларов, хотя еще семь лет назад эта цифра составляла примерно 5 млрд долл. Финляндия заявляет о расширении предложений на рынке медицинского туризма и не скрывает, что стратегической целью для них является рынок России и стран СНГ. Израиль уже давно «прописался» на российском рынке и перетягивает значительную часть платежеспособных клиентов. Эксперт напомнил, что когда-то Россия была «донором» и активным экспортером медицинских технологий и медицинской помощи. Многие европейские страны, по сути, импортировали советские подходы в организации здравоохранения и советские методы лечения для определенных нозологических состояний. Сейчас часть этих стран значительно опередила нас и успешно экспортирует свои медицинские услуги. Так, Куба обеспечивает медицинской помощью и медицинскими работниками значительную часть Латинской Америки и обменивает экспортируемую медицинскую помощь на вполне понятные ресурсные возможности. Наиболее яркий пример — Великобритания, которая не скрывает, что в свое время импортировала из системы советского здравоохранения многие существенные детали. Конкурентная борьба «Россия конкурентную борьбу в сфере медицинских услуг надлежащего качества, к сожалению, пока проигрывает, — заявил Тимофей Нижегородцев. — Платежеспособные потребители не доверяют российской системе здравоохранения, не доверяют качеству оказываемых медицинских услуг в медицинских организациях, оснащенных самым современным на сегодняшний день медоборудованием. Несмотря на заявления московских чиновников о том, что в результате модернизации количество томографов и ангиографов на квадратный километр в Москве выше, чем в Австрии, Германии и других странах, платежеспособные пациенты не пошли за этим оборудованием, поскольку понимают, что само по себе оборудование не лечит, поэтому продолжают лечиться за рубежом». Регуляторная система Эксперт отметил, что в последнее время много говорится о том, что у нас якобы очень серьезное регуляторное давление на медицинские учреждения и организации. Однако в тех регионах, которые привлекают медицинских туристов, регуляторная система по строгости вообще «зубодробительная». В Израиле, Южной Корее, США и Германии требования к оказанию медицинской помощи невероятно суровые, и это обеспечивает конкурентные преимущества этих стран на рынке медицинских услуг, потому что только в этом случае потребители начинают доверять качеству оказания медицинской помощи. «У нас же обратная ситуация, — считает Тимофей Нижегородцев. — Нам почему-то кажется, что если мы снимем регуляторное давление, то у нас сразу произойдет невероятный рывок, и наше население, а также международные потребители медицинских услуг устремятся в нашу страну с низким регулированием, и будут активно получать медицинские услуги. Апофеозом этого странного умозаключения является недавнее предложение о медицинских кластерах, которое сейчас рассматривается в Государственной Думе, об изъятии их из и так слабенького российского законодательства, регулирующего качество медицинской помощи». Согласно этому предложению, в кластерах не будут действовать никакие требования — ни российские, ни международные, поскольку российские медицинские кластеры не подпадают под юрисдикцию международных регуляторных органов. «Если люди, которые собираются развивать медицинскую помощь в этих медицинских кластерах, рассчитывают на удачу, они очень сильно ошибаются», — считает эксперт. Качество и сервис По словам спикера, есть немало примеров амбициозных инвестиций в медицинские центры, связанных с поставками лучшего оборудования, приглашением врачей исключительно с докторскими званиями. «И что в результате? — задается вопросом Тимофей Нижегородцев. — Поток потребителей медицинских услуг как-то перенаправился в эти замечательные клиники? Нет. Там обслуживаются, в основном, семьи учредителей и еще какая-то группа людей, которые готовы тратить деньги по сетевому маркетингу, и то какое-то время, пока не нащупают за границей альтернативный путь получения медицинской помощи». По мнению эксперта, это происходит потому, что у нас отсутствует система, которая формирует качество медицинских услуг. Многие представители частной медицины, как ни странно, путают качество и сервис. Однако сервис сейчас играет все меньшую и меньшую роль. «Люди, которые могут заплатить за сервис, устали сидеть в кожаных креслах и бесконечно отвечать на вопросы, удовлетворены ли они подходом или чем-то еще, — считает Тимофей Нижегородцев. — Им нужно решить свою медицинскую проблему — сохранить или поправить свое здоровье, а они не верят в то, что могут сделать это даже в самом клиентоориентированном медицинском учреждении в границах Российской Федерации». Стандарты и порядки По словам эксперта, многие ошибочно считают, что стандарты и порядки оказания медицинской помощи имеют какое-то отношение к качеству. На самом деле это не так. Порядки — это условия оказания медицинской помощи (наличие определенного оборудования — коек, мониторов и пр.), которые могут помочь врачу оказать качественную медицинскую помощь, но отнюдь не гарантирует то, что он окажет ее качественно. Стандарты оказания медицинской помощи не являются руководством для врача. Они предусматривают некие усредненные цифры применения тех или иных лекарственных препаратов, но в них ничего не говорится о том, нужно ли их принимать конкретному больному или не нужно, в какой последовательности, при каких состояниях. К 2015 году Минздрав РФ должен разработать критерии качества оказываемой медицинской помощи. До сих пор таких критериев не было. «Сразу скажу, что в том виде, в котором эта задача поставлена, она нереализуема, — заявил Тимофей Нижегородцев. — Это то же самое, что описать в одном документе критерии качества всех деталей, из которых собран автобус. Либо этот документ будет немыслимого размера, поскольку по каждой детали придется выдать все допуски, материалы и пр. Либо это будут какие-то общие рассуждения на тему: как мы должны относиться к вытачиванию этих самых деталей. Но все это тоже не будет давать ответ на вопрос, как обеспечить качество оказания конкретной медицинской помощи конкретному больному». Стоимость медуслуг По словам эксперта, в настоящее время мы конкурируем не только по качеству, но и по стоимости оказанных услуг. При том, что у нас нет критериев качества, и есть определенные проблемы с системой координат, стоимость медицинских услуг в России по таким тяжелым нозологическим состояниям, как онкология не только сравнялась, но даже превысила европейские. В результате россияне массово ринулись туда, где стоимость медуслуг ниже, и при этом есть какое-то представление о качестве. «Эта ситуация касается всех россиян, — считает Тимофей Нижегородцев. — Однако для инвесторов важно, на кого они сориентированы. Если инвесторы сориентированы на платежеспособную группу, то вряд ли в этих условиях они добьются успеха. Развитие может получить только определенная медицинская услуга под названием «медицинская эвакуация». Там будет хорошая конкуренция, потому что понятны условия». По мнению эксперта, население, которое не так платежеспособно, сталкивается сегодня с замещением бесплатной медицины платной. Оно началось с момента, когда государственным клиникам разрешили оказывать платные медицинские услуги, а поскольку они оказываются теми же медицинскими работниками на том же оборудовании, понятно, что это сокращение бесплатной медицинской помощи идет за счет увеличения платной. «Тезисы о том, что население готово платить или доплачивать, — это отражение, в том числе, и этого процесса. Поскольку больные не могут получить доступ к бесплатной медицинской помощи, они вынуждены покупать платную. Если вас прихватило, вы не долго будете что-то выбирать. Скорее всего, вы добежите до ближайшей государственной клиники и доплатите, чтобы вам оказали медицинскую помощь. И здесь нет какого-то цивилизационного сдвига, дескать, люди вдруг решили платить за медицинскую помощь. Это скорее вынужденная мера». По мнению эксперта, чтобы вернуть пациентов в наши клиники, необходимо усилить медицинский надзор, который должен стать единым, а системой координат должны стать клинические протоколы. Сейчас надзор за оказанием медицинских услуг осуществляют и Росздравнадзор, и Фонд ОМС, и Роспотребнадзор. При оказании платных медицинских услуг — органы управления субъектов Российской Федерации, когда лицензируют эту деятельность. «Занимаются все, а толку пока нет, — считает Тимофей Нижегородцев. — В этом смысле очень своевременно заявление Президента РФ о том, что надо сделать нормальный, очень жесткий и очень объективный надзор за качеством оказания медицинской помощи. Только так мы сможем повысить доверие российских пациентов к российским клиникам». Источник: sojuzpharma.ru  
Сетевое издание PHARMEDU (18+) зарегистрировано в Роскомнадзоре 12.07.2019 г. Номер свидетельства Эл №ФС77-76297. Учредитель — Общество с ограниченной ответственностью «ФАРМЕДУ» (ОГРН 1185074012881).
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-14449
Мы используем файлы cookies. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия. ОК