Рекламу лекарств предлагают запретить

8 сентября 2015
Продвижение препаратов, а также различных медицинских услуг, по мнению депутатов, вынуждает граждан заниматься самолечением. Продвижение лекарств посредством наружной рекламы, SMS-рассылок и прочих носителей предлагают законодательно запретить. Соответствующие поправки в закон «О рекламе» (законопроект есть у «Известий») подготовил депутат Заксобрания Ленинградской области Владимир Петров. Согласно документу, рекламировать лекарственные средства и медицинские изделия смогут только «в местах проведения медицинских форумов, в специальных печатных изданиях» и т.д. Как отмечает разработчик законопроекта, реклама лекарств стимулирует граждан к самолечению, которое может нанести вред организму. Депутат предлагает ст. 7 «Закона о рекламе», которая включает в себя список товаров, реклама которых не допускается, дополнить запретом на рекламу «лекарственных средств, медицинских изделий, а также методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации». Согласно пояснительной записке к тексту законопроекта, бесконтрольное использование «лекарственных средств провоцирует рост смертности от самовольного их потребления». Отмечается, что, по данным Всемирной организации здравоохранения, самолечение занимает пятое место по числу смертей, «уступая только травмам, заболеваниям системы кровообращения, онкологическим и пульмонологическим болезням». По мнению депутата, подобная реклама воздействует на потребителя и заставляет его сделать выбор в пользу употребления конкретного лекарственного средства без консультации врача. В тексте пояснительной записки также говорится, «что, по данным отечественных токсикологов, более 60 тыс. россиян ежегодно умирают от самолечения фармацевтическими препаратами» — эти средства были навязаны рекламой. Проектом предлагается также установить ограничения на рекламу медицинских услуг и методов народной медицины. В частности, ввести обязательное сопровождение подобных объявлений «предупреждением о наличии противопоказаний» и «о необходимости получения консультации специалистов». Отметим, что сейчас, согласно действующему закону, в подобной рекламе запрещено давать «ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний» и «создавать впечатление ненужности обращения к врачу». Однако все ограничения и запреты, вводимые этим законопроектом, «не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских и фармацевтических выставок, семинаров, конференций» и т.д. По словам разработчика законопроекта Владимира Петрова, эта проблема была долгое время актуальна и в других государствах, в том числе в США, Канаде и в странах ЕС — по этой причине ужесточили требования к рекламе лекарственных средств. — Например, во всех странах ЕС запрещена какая-либо реклама безрецептурных препаратов. В Канаде введен запрет рекламы лекарственных препаратов по телевидению и радио, — говорит автор законопроекта. В подтверждение негативной тенденции в России, добавил депутат, результаты различных опросов, проведенных в нашей стране, показали, что до 20% россиян посещают врача в случае болезни, а около 58% предпочитают самолечение, прибегая к известным благодаря рекламе или советам родственников лекарственным средствам (лекарственным препаратам). Отметим, что если такой законопроект будет принят, то за нарушение ФЗ «О рекламе, согласно КоАП РФ, предполагается штраф для граждан на сумму до 2,5 тыс. рублей, для должностных лиц —  до 20 тыс. рублей, юрлиц — до 500 тыс. рублей. В комитете Госдумы по охране здоровья поддержали законодательную инициативу депутатов. — Лекарства специально создаются для врачей — они понимают, насколько губительны действия препаратов. Самостоятельно трудно определить влияние лекарства на организм, — говорит член комитета ГД по охране здоровья Ольга Красильникова. Эксперт фармацевтического рынка Давид Мелик-Гусейнов пояснил, что эту проблему нужно решать по-другому. — Людям лень посещать врачей, выжидать огромную очередь, а затем получать услугу, за которую врач не несет никакой ответственности, потому что он (врач) не является субъектом права. Вследствие этого граждане самостоятельно, следуя, к примеру, советам в интернете, начинают свое лечение, — говорит он. По словам эксперта, многие лекарства, которые в настоящее время выпускаются без рецепта, должны выпускаться только по рекомендации врача. — Например, корвалол, валокордин и т.д. вызывают привыкание, могут довести до летального исхода. Анальгин, пенталгин вызывают различные заболевания крови, а также «маскируют» реальную причину болезни, которую после принятия этих препаратов будет сложно выявить, — сказал он. Сейчас, как отмечает Мелик-Гусейнов, лекарства, которые в аптеках должны выпускать только по рецепту врача, свободно продают в аптеках. — Пока такая проблема существует, люди будут продолжать заниматься самолечением, — говорит он. — В США, к примеру, свободно рекламируются рецептурные лекарства, но в аптеках никто без рецепта ни одно лекарство не продаст. Напомним, как писали ранее «Известия», россияне стали принимать больше антидепрессантов: объем продаж препаратов для лечения депрессии за январь–июнь 2015 года увеличился на 16% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. В этом году в аптеках был продан 81 млн упаковок антидепрессантов и успокоительных на общую сумму более 4 млрд рублей. Россияне предпочитают бороться со стрессом с помощью корвалола, валерианы, пустырника, амитриптилина, флуоксетина, феварина и пр. Источник: http://sojuzpharma.ru/
Сетевое издание PHARMEDU (18+) зарегистрировано в Роскомнадзоре 12.07.2019 г. Номер свидетельства Эл №ФС77-76297. Учредитель — Общество с ограниченной ответственностью «ФАРМЕДУ» (ОГРН 1185074012881).
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-24186
Мы используем файлы cookies. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия. ОК