Путешествия Гиппократа
По свидетельству автора, написавшего жизнеописание Гиппократа и упоминаемого Сораном, Гиппократ по смерти своих родителей предпринимал несколько раз заграничные путешествия, не с той целью, чтобы, по примеру шарлатанов, порицать все полезное, бывшее до него, но для точного изучения того, что признано полезным посредством многолетних и публичных опытов.
Плиний, основываясь на ложных исторических известиях Варрона, полагал, что Гиппократ вынужден был оставить свое отечество для избежания преследования за сожжение будто бы храма и библиотеки на острове Косе.
Несправедливость сего сказания явствует из самого разногласия писателей о жизни Гиппократа; а Платон, Гиппократов современник, и Аристотель вовсе не упоминают об этом.
Кто может поверить, чтобы история не сохранила преданий о столь важном происшествии; чтобы она не упомянула, что именно и когда предано пламени; чтобы сограждане Гиппократа, если бы он обвинен был в таком важном преступлении и святотатстве, могли торжественно праздновать ежегодно день его рождения, даже в его отсутствие, или чтобы Греки, в то время слишком суеверные, могли не только дать убежище в Греции, но и оказывать великие почести такому преступнику?
Спустя триста лет по смерти Гиппократа, некто Андреас или Андрон, который жил в царствование Птолемея Филопатора и был учеником Герофила, более других старался приписывать это преступление Гиппократу; но авторитет этого писателя не имеет между историками никакого веса, потому что Эратостен его же самого обвинял в похищении чужих сочинений и в присвоении их себе.
Можно ли допустить, чтобы Афины, Аргос, Фессалия и вся Греция наперерыв друг перед другом спешили оказывать Гиппократу отличное гостеприимство и неслыханные почести, если бы он действительно сделал взводимые на него преступления? В доказательство того, с какою мстительностью и ожесточением Греки преследовали людей, обличенных в святотатстве и неуважении к их храмам и божествам, я приведу следующие примеры: Плутарх рассказывает, что они приговорили к смерти своего полководца, любимца народа, Алкивиада, за то, что он обломал статуи Меркурия, Гермены. Фукидид упоминает, что Спартанцы вели кровопролитную войну с Афинянами за то, что Килон поработил замок в Дельфах. Диодор подробно описал всю лютость мщения, с которою Греки преследовали Тразия, как грабителя храмов; и если вы приведете себе на память все ужасы священной войны Амфиктионов, которую они вели с неслыханным ожесточением для наказания разорителей храмов и святотатцев, то вы сами убедитесь в несправедливости клевет, взводимых на Гиппократа, примерного богопочитателя.
По единогласному повествованию историков и уверениям, почерпнутым из верных источников, видно, что Гиппократ горячо любил медицинскую науку и страждущее человечество, которое тогда или находилось в руках невежд, или предоставлено было самому себе, своей неопытности и незнанию в медицине. Он был свидетелем жалкой участи больных, которые своими родными или приятелями, или просто сострадательными людьми, также несведущими в медицине, приводимы были в храмы для отыскания чего- либо полезного к облегчению тяжких страданий болеющих. Великий этот врач сострадал к незавидной доле таких больных, которые были вывозимы из домов на улицы и перекрестки и предоставляемы там произвольному и неопытному пособию проходящих, таких же невежд в медицине, как и самый больной.
Но более всего трогалось его человеколюбивое сердце невежеством грубых эмпириков, которые носили тогда имя врачей, и, безо всякой науки, сострадания и отчета, можно сказать, убивали тех самых больных, своих собратий, которые со всею чистосердечною доверенностью и упованием добровольно предавали себя им на жертву.
Наконец, убедившись силою своего ума и посредством высокого просвещения и многолетней практики, что все это происходило от совершенного недостатка в рациональной медицинской науке, о которой, и его предки Асклепиады давно уже помышляли, он решился, по долгу совести и человеколюбия, положить ей первое основание.
Для исполнения этого великого предприятия во всей его красоте и со всею пользою он не находил еще себя достаточно способным, и потому желал лично видеть полезное или вредное состояние медицины во всех просвещенных нациях того времени, и из этих многоразличных способов лечения почерпнуть основания для своей новой науки. Вот истинные причины путешествий Гиппократа.
К отличному благоразумию, человеколюбию и чистоте действий Гиппократа должно присовокупить еще и то великое достоинство, что он, из любви к своим соотечественникам и медицинской науке, предпринимал поучительное свое путешествие не в начале своей науки и практики, но тогда уже, как довольно образовал в медицине двух своих сыновей Фессала и Дракона и зятя своего Полиба. Он оставил их в своем отечестве для того, чтобы они, во время его продолжительного странствования по всей Греции, могли подавать помощь его любезным соотечественникам в болезнях.
Вот чем руководствовался Гиппократ в доведении медицинской науки до такого совершенства, чтобы она была полезна человечеству.
Что можно благороднейшего прибавить к чести Гиппократа и славе его, которая так велика, что описание ее составляет пространное отделение в медицинской истории.
Я не буду распространяться здесь о многих великих делах Гиппократа, потому что они известны всему просвещенному миру.
Но не могу умолчать, что Гиппократ по возвращении своем на родину из многократных своих путешествий основал на острове Косе медицинскую школу, и довел ее до такой степени совершенства, что она превзошла все другие. Наконец, Гиппократ после многолетней и счастливой своей практики и науки начал писать медицинские сочинения.
Чтобы вполне оценить высокие заслуги Гиппократа, оказанные им при преобразовании медицинской науки, должно принять в соображение, что в то самое время, когда Гиппократов гений начал действовать в честь и на пользу медицины, а следовательно, и на пользу человечества, медицина едва начинала освобождаться от таинственного скоморошества, или фиглярства тауматургии, от хитро продуманного шарлатанства и от различных суеверных способов лечения, которыми тогда весьма искусно владели жрецы для удовлетворения своего корыстолюбия и для упрочения себе владычества над народом. Прибавьте к тому, что тогда медицина едва начала приближаться к своему полезному предназначению и порабощать гипотезы и спекулятивные теории различных философических сект законам здравого рассудка и непреложным основаниям, выведенным из опытов и наблюдений, которые руководствовали Гиппократов гений, подкрепляемые самым верным и подробным наблюдением натуры и горячею любовью к человечеству.
Первоначальные преобразования в медицине принадлежат предкам Гиппократа — Асклепиадам, которые, желая упрочить навсегда успехи и пользу медицины, приложили все свое старание к отысканию самых полезных истин и правил для достижения успехов в лечении больных. Приобретенные ими новые познания или способы лечения они сообщали народу со всею откровенностью и во всей истине, и это время можно почесть началом народной медицины, и таких же сочинений и способов лечения.
Подобно всем другим преобразованиям в кругу наук, и медицинское преобразование совершалось медленно. Для положения медицине самого первого основания и преобразования наиболее служили:
Обетные надписи, в которые вписывались самые верные истории болезней и их счастливые излечения, и которые с самых давних времен хранились в храмах.
Предприятия и попытки разных философов с тою целью, чтобы усовершенствовать медицинскую теорию, для чего они входили в сношение с Асклепиадами и вместе с ними рассуждали об этом важном предмете публично и среди народа, в преддверии Эскулапова храма. Такие совестливые стремления философов и Асклепиадов к усовершенствованию медицины принудили жрецов разорвать завесу, закрывавшую их тайны и невежество, и удвоить свое рвение к изучению медицины, чтобы не быть ниже Асклепиадов, и чтобы, таким образом, не потерять доверенности народа и владычества над ним.
Косский и книдский храмы были из первых, где медицина начала очищаться от нелепых и вредных способов лечения, которые, до того времени, унижали медицину и ее занятия.
Наконец Провидению было угодно предоставить Гиппократу славу окончить преобразование медицины, начатое его достойными и человеколюбивыми предками. Неисчислимые успехи, которыми медицина обязана Гиппократу, были поводом к тому, что он причислен к числу мужей бессмертных наравне со всеми ему современными гениями, которые споспешествовали прославлению того счастливого века, в котором науки и искусства в Греции достигли самой высочайшей степени своего величия и пользы.
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-9795