Со стороны спроса «готовность платить больше» вызвана совокупностью демографических и культурных изменений, происходящих в последние десятилетия. Самое главное — растет уровень жизни. Растет количество семей с доходом выше среднего.
Почти столь же значимую роль, что и возросшее благосостояние, имеет новое доминирующее положение женщин, которые выступают и как самостоятельные потребители, и как фактор, оказывающий значительное влияние на потребление в целом. Но женщины не просто работают, они еще получают более высокие зарплаты, чем когда-либо в прошлом: около четверти всех замужних женщин получают больше, чем их мужья. Женщины чувствуют, что вправе потратить что-то и на самих себя.
Снова и снова они говорят: «Я заработала эти деньги и могу потратить их так, как хочу. В том числе на себя».
Отчасти вследствие этих демографических изменений традиционная семья теряет свое лидирующее положение в обществе. И мужчины, и женщины склонны заключать браки в более позднем возрасте, и детей в таких браках появляется гораздо меньше. В результате растет число холостяков и незамужних женщин, которые располагают большими средствами и могут тратить их по собственному усмотрению. Хотя браки и заключаются позже, они не становятся от этого более успешными. Половина первых браков заканчивается разводом, треть семейных пар распадается в течение десятилетия. После разрыва отношений потребительские привычки обеих сторон резко меняются, новоиспеченные одиночки тратят куда больше денег на приобретение товаров для себя.
С одной стороны, это является попыткой самоутверждения и новым способом заявить о себе окружающим, с другой — это «
бальзам» для снятия стресса. Разведенные женщины, несмотря на то, что их объективная покупательская способность, как правило, ниже, чем была в браке, чаще «пускаются во все тяжкие». Они сами признаются, что непомерно много тратят на самые разнообразные товары, которые, как им кажется, сделают их более привлекательными и помогут облегчить боль от расставания с супругом.
Также продолжает меняться сам профиль потребителя.
Сегодняшний средний покупатель лучше образован, более искушен, чаще путешествует и более требователен, чем когда-либо прежде.
И наконец, потребитель среднего класса сегодня уделяет больше внимания своему эмоциональному состоянию и с большей готовностью признает свои потребности, рассуждает о них и пытается их удовлетворить.
В результате изменений, произошедших в обществе, возросла покупательская способность, расширились знания о товарах и спектр самих товаров. Потребители взбудоражены открывшимися перед ними возможностями и хотят взять от жизни все или, во всяком случае, столько, сколько смогут. Они стремятся к чувству удовлетворения, здоровью и благополучию для себя и своих близких.
Но эти общественные изменения также стали причиной дополнительных трудностей и нагрузок. Люди больше времени проводят на рабочем месте, и работа ощутимее сказывается на их личной жизни. Все труднее становится поддерживать отношения с родственниками и близкими людьми, растет число разводов, в том числе из-за увеличения нагрузки на работе и чересчур высокого темпа жизни. Работники боятся потерять работу, а работодатели не могут рассчитывать на их лояльность. Выбор настолько богат, что люди ощущают себя сбитыми с толку. Они чувствуют необходимость конкурировать друг с другом за наиболее выгодные должности и привлекательных партнеров. Человек боится не оправ дать возложенных на него надежд, не достичь успеха, заболеть, выставить себя перед коллегами в глупом свете, попасть в беду и все потерять.
Потребитель всегда искал товары, которые могли бы удовлетворить его запросы, но в наши дни его требования еще более возросли. Ему нужны товары, которые способствуют его самоутверждению, товары и услуги, которые помогут справиться с нагрузками и стрессами повседневной жизни.
Нынешний потребитель достаточно умен, чтобы понять: владение неодушевленными предметами не в состоянии разрешить эмоциональных проблем, но он достаточно честен с самим собой, чтобы признать: вещи и события все-таки способны реально улучшить его жизнь.
Итак,
потребители новой эпохи — довольно сложные создания. Они имеют деньги и довольно требовательны. Они идут на поводу у своих страхов, но движимы и высокими стремлениями. Они хотят всего, но часто устают от своих попыток все получить. Они с легкостью тратят деньги на себя, но верят, что должны принести пользу миру. Они пускаются во все тяжкие, безбожно переплачивают и скрупулезно экономят. Они следуют моде и в то же время относятся к ней с презрением. Они покупают товары и услуги, чтобы выразить свой индивидуальный стиль и повысить статус. Они находятся под сильным влиянием друзей и общественных деятелей, но у них есть собственные вкусы. Они готовы попробовать все, но отдают сердце лишь немногому. Они не любят залезать в долги, но не пожалеют денег, чтобы купить то, что им хочется. Они любят свои вещи, но не одобряют чрезмерное расточительство.
Такие потребители нуждаются в понимании. Зато, когда они его получают, они не просто ценят это, они готовы открыть свои кошельки и заплатить самую высокую цену.
И они представляют собой все возрастающую часть потребителей, с которой необходимо считаться.
Как создавать впечатления? «Дело, прячущееся в тени, не увидит солнца»