Моральный кодекс фармацевта

20 апреля 2015
Промежуточное положение профессии фармацевта (между медициной и продажами) безусловно накладывает отпечаток на наличие и соблюдение этических норм, которыми руководствуются аптечные работники. И если врачи, начиная трудовой путь, дают клятву Гиппократа и нередко воспринимают свою работу как служение, то продавцов ценят за отсутствие  особых моральных принципов. Нужна ли вообще этика фармацевтам? МЕЖДУ БИЗНЕСОМ И МЕДИЦИНОЙ Мировая фармацевтическая общественность ответила на этот вопрос утвердительно и в 1997 году приняла «Кодекс этики фармацевтов». А в нашей стране этичес­кий кодекс фармацевтического работника был принят даже годом раньше. Общий пафос документа легко угадывается по одной единственной цитате: «Основная обязанность фармацевта — заботиться о благе каждого пациента. Это обязывает фармацевта ставить здо­ровье человека, а также его благополучие выше как личных, так и коммерческих интересов, в том числе и финансовых».20.06   В то же время все прекрасно понимают, что этическая, моральная или нравственная  составляющая бизнеса обычно стоит за пределами первой тройки значимых понятий, таких, как прибыльность, рентабельность, окупаемость вложенных средств. В защиту морали можно сказать, что в последние десятилетия набирает обороты так называемая социальная ориентация бизнеса. Ее рассматривают как одно из конкурентных преимуществ компании, а также как инструмент маркетинга. Смысл тут такой: людям больше нравится покупать продукцию в месте, которое пользуется хорошей репутацией. Бывает, что профессиональная этика смыкается с корпоративной, а иногда они могут даже противоречить друг-другу. Однако, в специальностях где действия работника  оказывают влияние на жизнь людей, вопросам этики принято уделять внимание. Безусловно, фармацевтика относится к их числу. Но вернемся все-таки к принятому более 15 лет назад этическому кодексу фармацевта. По мнению специалистов основной проблемой явилась необязательность его исполнения – жесткие этические стандарты отсутствуют. К тому же существующий документ большей части профессионального сообщества попросту неизвестен. Таким образом, получается, как в поговорке «Поднять подняли, а разбудить забыли». Кодекс приняли, а внедрить в жизнь его нормы и контролировать их исполнение не смогли. Отсутствие профессиональной этики, по мнению ряда провизоров, снижает чувство профессиональной гордости и служит демотивирующим фактором прихода и развития в профессии. Тем не менее, получается, что проблема ценностей и «фармацевтической морали» находится в самом человеке. ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ МОТИВАЦИИ И ЧЕЛОВЕКА Принято считать, что сформировать этические нормы у взрослого человека нельзя. Если некоторые ценности не были привиты человеку  семьей и школой, то вряд ли их сможет привить аптека. И если человек обманывает в повседневной жизни, значит, будет делать это и в профессии. Профессия могла бы повлиять, если бы в среде первостольников была конкуренция и руководство аптеки могло бы легко расставаться с неэтичным сотрудником. Однако, чаще всего в российских городах приходится слышать такую фразу: «Работать некому, одни пенсионеры и студенты». Поэтому за первостольников держатся. Какая бы ни была, лишь бы работала нормально. Ну, грубит, ну, срывается, ну, невнимательна, но это лучше, чем ничего.   Правда есть сети, которые славятся своим корпоративным стилем и внедренными стандартами работы. В них достаточно жесткий контроль и выше престиж. Туда стремятся попасть, а попав, стараются соблюдать правила и нормы. Ситуация с этикой осложняется тем, что над первостольником всегда в той или иной степени висит план продаж. Там где руководство и собственники аптеки гибко подходят к вопросу мотивации, не требуя продаж любой ценой – манера поведения первостольника и стиль взаимодействия с посетителями будут  зависеть от его воспитания и личных убеждений. Там же где используются жесткие стандарты, скрипты и компьютерный контроль, от первостольника не зависит ничего кроме одного: будет он работать в такой аптеке или уйдет в другую. Фармацевт, который работает по призванию не сможет делать это, если существуют лишь финансовые критерии оценки его труда. Ориентацию же на прибыль любой ценой демонстрируют люди, которые не рассчитывают оставаться в профессии надолго. ЧЕГО ХОЧЕТ ПОКУПАТЕЛЬ?20.05 Сами по себе понятия этика и мораль имеют много толкований, но, как правило, интуитивно угадываются без залезания в словарь. Не ошибемся, если скажем, что для огромного большинства покупателей аптек их синонимом будут честность и уважительное отношение со стороны фармацевта. Что касается честности, то здесь речь идет об искреннем желании помочь, а не стремлении продать что-то самое дорогое. Обмануть можно считанное количество раз, после чего аптека клиента скорее всего потеряет. Вместе с ней свою репутацию потеряет и первостольник. И, если мы говорим об аптеке с в спальном районе, куда обращаются одни и те же люди, то это фатально.   Часто о морали вспоминают применительно к проблеме отпуска рецептурных препаратов без рецепта. В одних аптеках придерживаются принципиальной позиции «не отпускать», в других делают это спокойно. Ситуация довольно непростая в этическом плане. Ведь сами посетители далеко не всегда относятся с пониманием к проявлению ответственности со стороны фармацевтов и попросту уходят обиженными. Как же быть? Пожалуй, универсального закона не существует и в каждой ситуации первостольник должен действовать интуитивно, опираясь на свой опыт и здравый смысл. Также стоит помнить и о главном принципе врача: «Не навреди!», проявляя заботу и внимательность к посетителям аптеки. Один из базовых принципов этики учит относиться к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. Ведь есть извечная проблема «плохих посетителей». А может быть они отзеркаливают отношение фармацевта к себе?    
Сетевое издание PHARMEDU (18+) зарегистрировано в Роскомнадзоре 12.07.2019 г. Номер свидетельства Эл №ФС77-76297. Учредитель — Общество с ограниченной ответственностью «ФАРМЕДУ» (ОГРН 1185074012881).
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-19726
Мы используем файлы cookies. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия. ОК