Кривизна рынка. АиФ. Лекарственное обозрение № 7-8 2014

10 августа 2014
Людмила ГОРДЕЕВА Российский фармрынок не отражает реальных потребностей здравоохранения. Можно ли это исправить? Российский фармацевтический рынок по­прежнему растет, хотя медленнее, чем ранее. При этом он сохраняет свою структуру: эксперты утверждают, что предложение препаратов не соответствует действительной терапевтической потребности. Скорее всего, эта особенность сохранится и в будущем.

За свой счет

Предсказания сбываются: российский фармрынок замедлил рост. По данным DSM group, объем коммерческого рынка ГЛС (готовых лекарственных средств) за три месяца 2014 г. относительно аналогичного периода 2013 г. составил всего 11,7%. Однако по сравнению с устоявшимися рынками развитых стран, которые увеличиваются в среднем на 2–3%, это вполне достойно. Рост в основном обеспечивает удорожание лекарств: рынок в натуральном выражении в марте этого года упал на 2,6% по сравнению с этим же месяцем прошлого года. Но не только снижение натуральных объемов тревожит экспертов. Беспокойство вызывают его диспропорции, которые могут привести к дальнейшему торможению роста. По словам генерального директора IMS Health (Россия и СНГ) Николая Демидова, наиболее критичными и желательными к исправлению являются диспропорции из­за неэффективного применения препаратов. Однако, считает эксперт, это слишком тонкий вопрос, чтобы его можно было обсуждать без данных о заболеваемости, о потреблении препаратов и об эффекте от их применения. Но есть моменты, которые уже сейчас поддаются исчислению и анализу. Главным перекосом российского фармрынка является факт, что более трети рецептурных препаратов граждане приобретают за свой счет. «Из 100 нозологий, которые требуют государственного финансирования, покрываются всего семь, – говорит Николай Демидов. – Организаторы здравоохранения, как в центре, так и в регионах, стоят перед дилеммой: выбирать доступное и дешевое или дорогое и самое эффективное». Это приводит к тому, что госпитальные лекарства население покупает в аптеках. По словам эксперта, 33% Rx­препаратов оплачивается за счет средств граждан. «Эта ситуация отличает нас от развитых стран», – считает Н. Демидов. Кроме перекоса в сторону розницы фармрынок имеет еще и региональные диспропорции. «Мы понимаем, что денег в системе не хватает, и регионы по­разному пытаются решить эту проблему, используя новые страховые механизмы финансирования региональных систем здравоохранения», – пояснил директор Центра социальной экономики Давид Мелик­Гусейнов. Пилотный проект по лекарственному страхованию уже работает в Кировской области, но выбор модели для всех регионов произойдет не ранее 2017 года. По словам эксперта, на сегодня отсутствуют научно обоснованные организационно­финансовые нормативы, а также связь финансовых нормативов с порядками и стандартами медпомощи. Эксперт уверен, что дифференциация между субъектами в ближайшее время будет еще более очевидной и региональные диспропорции будут только увеличиваться.

Реклама – двигатель фармрынка

Вторым важным перекосом российского фармрынка является безрецептурная торговля рецептурными препаратами. По мнению независимого эксперта Галины Дитиной, это явление имеет несколько причин: привычку населения к самолечению (по причине недоверия врачам и невозможности получения быстрой и качественной медицинской помощи), недостаток времени у врачей на оформление рецептов (написать название препарата на бумажке быстрее) и коммерческий интерес аптек. По данным руководителя сектора по работе с рекламодателями TNS Россия Лилии Владимировой, покупают лекарственные препараты самостоятельно или по рекомендации знакомых 65,1% россиян. При этом многие лекарственные препараты, присутствующие на фармрынке, являются продуктами маркетинга, но никак не откликом на конкретные потребности в виде заболеваний конечных потребителей. В таких обстоятельствах роль рекламы и продвижения препаратов постоянно возрастает. По мнению Давида Мелик­Гусейнова, рост рекламы фармпрепаратов связан во многом с усложнением требований аптечных сетей и снижением роли медицинских представителей, работающих в ОТС­сегменте. При том, что рынок рекламы в прошлом году вырос на 10%, лекарства и БАД прибавили на 22,8% (расчеты TNS Media Intelligence). Именно бюджеты на рекламу являются самыми большими и составляют 15,3% рекламного рынка (для сравнения: реклама ритейла составляет 11,8% общего объема рекламного рынка). По словам г‑жи Владимировой, наблюдается увеличение спроса на лекарственные препараты, которые активно размещают рекламу во всех типах СМИ. Вклады в рекламу к тому же позволяют привлечь новую и более молодую группу населения. Об активности фармпроизводителей в этой сфере говорит то, что в прошлом году в ТОП­10 рекламодателей впервые попал фармпроизводитель – компания «Новартис». Реклама медпрепаратов носит симптоматический характер, например «средства от кашля» или «средства от изжоги». По словам Галины Дитиной, это неправильно и опасно: можно на время погасить симптом, при этом заболевание будет развиваться. На ее взгляд, в рекламных материалах фармпроизводители намеренно замалчивают информацию о побочных явлениях, не упоминают половозрастные особенности применения препарата. Однако ситуация вряд ли изменится, так как структурные проблемы российского здравоохранения, являющиеся причиной самолечения, а значит, чувствительности к рекламе, в ближайшее время никуда не денутся.
Сетевое издание PHARMEDU (18+) зарегистрировано в Роскомнадзоре 12.07.2019 г. Номер свидетельства Эл №ФС77-76297. Учредитель — Общество с ограниченной ответственностью «ФАРМЕДУ» (ОГРН 1185074012881).
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-8825
Мы используем файлы cookies. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия. ОК