Имидж и авторитет руководителя

17 апреля 2015
Это как раз тот случай, когда новенькая заведующая стоит в точке отсчета, в начало славных дел. Жизнь предоставила ей шанс. Ей все придется выстраивать с нуля. За один день заведующей не стать. Для этого нужно время (каждому свое) и много терпения. Нужно анализировать и обучаться. Делать шаг за шагом день ото дня, работать кропотливо, настойчиво. И не обращать внимания на реплики и замечания, критику и обсуждение своей персоны, не обижаться на «бывших подруг» (между начальником и подчиненными — дистанция). Надо искать сторонников и опираться на них. Нужно сделать аптеку своим домом и заботиться о ней, нужно показать подчиненным, что ты можешь обеспечить выполнение плана и рост, что ты можешь постоять за аптеку и за каждого из них. Это период собственного роста, когда твой энтузиазм, твое стремление выстроить «свою аптеку», «свой коллектив» готовы будут подхватить, нужно только заметить это и оценить. Самая главная задача, которая стоит на этом пути, — изменить восприятие себя окружающими с «просто сотрудник, коллега, и.о." на гордое именование «заведующая аптекой». Гордое, потому что заведующая аптекой — это круто! Преимущественно аптека — бизнес, где правят женщины. Разве не заманчиво, чтобы книги по роли женщин и моделям экономики и управления писали с заведующих аптеками? А сколько материала уже есть! РОЛЬ ЗАВЕДУЮЩЕЙ По-своему, заведующая — это королева на шахматной доске, кто бы ни был ее визави: клиенты, поставщики, производители, проверяющие органы. Это ключевая фигура, отвечающая за бизнес и за людей. Ей не на кого переложить ответственность. Она с вами в одной лодке и знает, как, в каком направлении, с какой скоростью и к какому результату вы движетесь. Но чтобы вы услышали ее и обеспечили гармоничное, слаженное движение, нужно самое главное — чтобы заведующая пользовалась авторитетом в коллективе. Как это бывает? Представим себе ситуацию, когда медицинский представитель заходит сделать визит к первостольнику. В ряде случаев он слышит: «Нет, только на фармучебе». На вопрос «почему?» звучит ответ: «У нас заведующая строгая!» или «Заведующая не позволяет». Фармацевты боятся ослушаться. Если это страх наказания, то это лишь дань авторитарному стилю руководства. А вот боязнь нарушить договоренность с заведующей, не сдержать слово, подвести, — это как раз осознание авторитета руководителя. Что же формирует авторитет руководителя? КАКИЕ ОНИ — ЗАВЕДУЮЩИЕ? Оставляя в стороне стилистику руководства, обратим внимание на наиболее распространенные типы заведующих.
  • Заботливая. Она относится к первостольникам как к своим детям, опекает их, уделяет много внимания и стоит за них горой. Нередко подменяет их за кассой, если им надо отлучиться. Старается знать о них все, чтобы помочь. Формирует отношения, основанные на доверии. Сотрудниц зовёт «девочками» (если чисто женский коллектив), использует в основном метод пряника, а кнут может выглядеть только как устный выговор. Если что, «девочек» можно попросить, и они выручат;
  • Амбициозная. Она хочет быть примером для других (заведующих). Ее аптека должна быть впереди всех. Это касается всего: ассортимента, формы одежды, методов управления. Она в курсе всех новостей рынка, посещает выставки, тренинги и семинары, внедряет новейшие технологии. Она лидер. От сотрудников требует отличной работы, наивысшего качества, сплачивает, мотивирует, в том числе принадлежностью к образцовому коллективу. Может быстро сделать карьеру, возглавив куст аптек, став региональной управляющей;
  • Классическая. Ей важен привычный уклад аптеки, чёткость всех механизмов работы. У нее все работает, как часы. Нововведения для нее лишний повод для стресса: «Не знаю, не знаю, мы так не делаем…». Максимально контролирует сотрудников. При этом доброжелательна. Если нужно, подскажет, даст совет. Работает, не покладая рук. Аптеку считает своим домом. Все для аптеки. «Весь день на ногах, голова трещит»;
  • «Случайная». Оказалась на должности волей случая. Должность приносит ей больше головной боли, чем радости. Опасается всего. Не знает, как поступить. Вмешательства в дела минимально. Не стремится владеть всей информацией, не взваливает на себя лишние обязательства и функции. Часто недовольна всем происходящим, не настроена на общение с людьми извне, в частности с медпредами: «Не знаю ни о каких ваших акциях»; «Договаривайтесь с фармацевтами».
ЖЕНЩИНЫ-РУКОВОДИТЕЛИ При заметном различии типологии заведующих, всех их можно объединить по принципу общих особенностей женской стилистики руководства. По исследованиям психологов,женщины-руководители более терпеливы, трудоспособны и компромиссны, более склонны к стабильности, у них лучше развита интуиция. Они чувствительнее к отношениям в коллективе, реагируют на нюансы взаимоотношений между людьми и по отношению к себе. В то же время, женщин больше, чем мужчин, подстерегает опасность поддаться эмоциям. Женщины часто непредсказуемы, подвержены смене настроения, относятся к подчиненным по принципу «нравится — не нравится», склонны сомневаться, труднее идут на риск. Многие решения они принимают интуитивно, на основании факторов, которые они не всегда могут разъяснить, но «абсолютно уверены» в их наличии. Многим женщинам свойственно «застревать» на мелочах, вникать во все мелкие детали работы. ИМИДЖ ЗАВЕДУЮЩЕЙ Можно по-разному классифицировать заведующих и анализировать их характерологию как руководителей. Не столь важен принцип, лежащий в основе. Важно понаблюдать со стороны и понять, как их воспринимают подчиненные, как формируют о них представление, мнение и отношение к ним. Руководитель проявляет себя в своих идеях, словах, манере держаться, поступках. Подчиненный считывает все до последней детали: например, с каким достоинством заведующая успокоила клиента-скандалиста (который еще за две минуты до этого кричал «Позовите заведующую!»), как четко распределила обязанности при подготовке документации к проверке, как провела переговоры с поставщиками и даже, как о ней отзываются в других аптеках (мир тесен!). Приятно ведь услышать: «Про вашу говорят, она вас, как цветы, взращивает!» Первостольники видят заведующую в прямых контактах, диалогах каждый день. Отрадно, когда заведующая относится к аптеке не как к казенному заведению, а как к дому, который постоянно требует внимания (продумывает дизайн, обсуждает, куда что повесить и нужно ли, как оформить подсобные помещения, чтобы всем было комфортно, кто что приносит к чаю). Все это является имиджем заведующей, который на своем языке сообщает многое о ней и является аргументом в формировании и укреплении ее авторитета. АВТОРИТЕТ РУКОВОДИТЕЛЯ17.01 Авторитет человека измеряется уважением к его словам, его способности влиять на мнение, поступки и поведение окружающих людей силой своей личности и разума. Если что-либов руководителе вызывает внутренний протест, возникает желание саботировать выполнение поставленных им задач. Тогда его власть держится только принуждением. И напротив, заведующая, чье влияние и власть принимаются естественно и с готовностью следовать приказам, указаниям, советам, просьбам, та, которой подчиняются добровольно, — пользуется настоящим авторитетом. Ее мнение и поступки имеют высокое влияние на первостольников. ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИЕ АВТОРИТЕТА РУКОВОДИТЕЛЯ Административная власть Административная власть (позиция, должность, звание) заключает в себе априори предпосылку, основание иметь авторитет. Вместе с позицией к руководителю приходит право нанимать и увольнять, выделять и награждать или призывать к ответственности и наказывать. Но является ли должность или статус в обществе гарантией авторитета? Должны ли мы уважать и подчиняться, по определению, руководителю, если он не пользуется авторитетом? При подобном условии: выбор за нами. Конечно, отрицательный ответ будет означать для нас смену работы. Убеждение «подчиняюсь по определению» или «боюсь, следовательно, подчиняюсь» — не должно становиться правилом жизни для всех. Так или иначе, административная власть является одной из трех составных частей авторитета: частью важной, но явно недостаточной. Авторитет специалиста Эта составляющая является основой и залогом успеха дела. Руководитель должен обладать широким кругозором и глубокими знаниями в разных областях фармацевтики и бизнеса, иметь управленческие и переговорные навыки, уметь решать проблемы, чтобы быть живым примером для своих подчиненных, становиться защитным щитом, если проблема лежит вне их компетенции. Всегда важен богатый жизненный и профессиональный опыт. Авторитет личности Эта составляющая авторитета лидера часто является решающей. Руководитель должен быть неординарным, эрудированным, коммуникабельным человеком, что вызывает симпатию и уважение. А ведь ему важно сформировать отношения с людьми и сплотить коллектив вокруг себя. Некоторые руководители обладают харизмой, тогда подчиненные безвозмездно и сразу возводят их в авторитетный ранг. И здесь важно не обмануть ожиданий людей, подкрепив харизму убеждениями и делами. Сильный характер, ответственность за результат, деловое чутье, высокая трудоспособность, активность, умение вести за собой коллектив, — все эти лидерские качества могут серьезно повлиять на формирование авторитета. Важно быть внимательным к различным вопросам, относиться ко всему спокойно и с юмором. Если вы сможете остроумно ответить грубияну, это заставит уважать вас. Авторитет растет вместе с вашей самодисциплиной и требовательностью к себе. ФОРМИРОВАНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ АВТОРИТЕТА17.02 Психологи, уделяющие этой теме немалое внимание в рамках теории управлении, дают практические советы, которые, могут вам пригодиться:
  • Ищите решения проблем. Оставьте в стороне обстоятельства, хотя на них легко свалить проблемы. Обсуждайте, советуйтесь с коллективом и экспертами. Те, кто находит решение, выглядят достойно в глазах других. Люди должны понимать, куда они идут, им нужны перспективы. Будьте понятны. Ставьте планки. Ведите диалог;
  • Цените людей и не скрывайте этого. Вы зашиваетесь. И все же уделите время людям. Люди важнее цифр. Простое «спасибо» способно совершить чудеса, особенно, если оно сказано вам при коллегах. Замечайте старания других, приводите их в пример. Формируйте верные поступки;
  • Держите отрицательные эмоции под контролем. Вы не всегда можете контролировать ситуацию, но свою реакцию на нее контролировать в силах. Вашу реакцию видят окружающие. Если вы полны страха (Кризис! Потери!) или сомнений (Может, опять не сезон?), подчиненные будут бояться и сомневаться следом за вами. Оставьте эмоции для себя во избежание запуска цепной реакции.
В ЗАКЛЮЧЕНИИ О САМОМ ГЛАВНОМ Заслуженный вами авторитет означает слишком много. Это мощное оружие, которое вам предстоит использовать. И главное, использовать его КОНСТРУКТИВНО. Чем больше вы обретете власти и чем конструктивнее ее примените, тем больше власти вы сможете притянуть к себе. Быть авторитетным руководителем значит нести ответственность за все и за всех. Люди, знающие вас как человека, использующего свою власть на благо компании и сотрудников, будут желать вам дальнейших успехов и оказывать поддержку в их поэтапном достижении.    
Сетевое издание PHARMEDU (18+) зарегистрировано в Роскомнадзоре 12.07.2019 г. Номер свидетельства Эл №ФС77-76297. Учредитель — Общество с ограниченной ответственностью «ФАРМЕДУ» (ОГРН 1185074012881).
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-19586
Мы используем файлы cookies. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия. ОК