Главная / Мнение профессионала / Демпинг: сила в неправде?
Профессионал

Елена Добра

канд.фарм.наук, старший преподаватель кафедры фармации фармацевтического факультета ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России.

Как вам удобнее участвовать в НМО?

Демпинг: сила в неправде?

Уважаемые читатели, тема этой статьи  волнует коллег, работающих в одной с нами сфере, не первый год. Речь идёт о демпинге, или о продаже товаров и услуг по искусственно заниженным ценам. Демпинговые цены существенно ниже  рыночных цен на лекарственные препараты и товары аптечного ассортимента , а иногда даже ниже, чем их себестоимость. Демпинг проводится с различными целями: проникновение или укрепление на новом рынке, вытеснение конкурентов.  

dempingdempingovatНапример, крупная аптечная сеть планирует расшириться и прийти в новый регион. И открывает в целевом территориальном субъекте множество аптек, аптечных пунктов и киосков. Причём привлекает покупателей не только свежим ремонтом, яркой вывеской, широким ассортиментом и качественным обслуживанием. Цена – у потенциального потребителя это один из наиболее важных критериев выбора аптеки для совершения покупки. Низкой ценой, не посто низкой, а гораздо ниже, чем у конкурентов, привлечь лояльных к аптеке покупателей гораздо проще. Мало того, стоимость отдельных групп товаров бывает ниже, чем прайс оптовых компаний, а иногда – ниже, чем цена производителя.

Крупные организации, насчитывающие тысячи торговых точек, обладают достаточным запасом оборотных средств, чтобы позволить работать нескольким своим подразделениям без прибыли или даже в убыток, реализуя лекарственные средства и другие товары аптечного ассортимента по демпинговым ценам.

Зачем всё это нужно? А затем, что более мелкие аптечные сети или индивидуальные предприниматели конкурировать по ценам с демпингующей организацией долгое время не в состоянии. Ведь у них источник дохода – наценка на аптечные товары. Работать в убыток они себе позволить не могут, у них нет достаточного для этого объёма оборотных средств. Поэтому они вынуждены или вступать в ассоциации и объединяться в более крупные сети, теряя при этом полную независимость, или уходить с рынка.

Не соглашусь с мнением, что пациенты выигрывают, приобретая лекарства по демпинговым ценам. Казалось бы, пациент приобретает дешёвое качественное лекарство – получает адекватное лечение по низкой цене. Но подобные покупки через некоторое время прекратятся. Конкуренты демпингующей компании, не выдержав недобросовестной конкуренции с рынка уйдут. И организация, отпускающая товары по заниженным ценам, останется в гордом и желанном одиночестве. То есть станет монополистом, и установит цены на уровне ушедших конкурентов, или даже выше, ведь равняться станет не на кого.

Эта проблема крайне болезненна данная для небольших аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей, которые вынуждены массово сворачивать деятельность.

Судя по ситуации в российском розничном фармацевтическом секторе, от глобализационных тенденций уйти не удастся. Это плохо не только для малого и среднего бизнеса, но и для рядовых сотрудников. Если в регионе, к примеру, работает только одна крупная аптечная сеть с минимальной конкурентной нагрузкой, то это сеть установит уровень зарплаты фармацевтических специалистов, и очень сомнительно, что это будут крупные цифры.

Здоровая конкуренция в любой сфере бизнеса ведёт к выгоде и клиентов организаций, и их сотрудников. Поэтому нужна реальная антимонопольная политика в сфере розничной торговли лекарственными средствами и товарами аптечного ассортимента, иначе мы в скором времени будем работать, а наши пациенты будут покупать лекарства у нескольких монополистов, за ту зарплату и по той цене, которую нам установят.

Администратор портала, все правильно! Только когда такое случится и начнут принимать действенные ... Показать полностью

, чтобы оставить комментарий!