26 октября 2015
Когда вы устраиваетесь на работу, то принимаете на себя ряд служебных обязанностей. В идеале существует должностная инструкция, в соответствии с которой вы действуете в течение рабочего дня и придерживаетесь определенных правил. Но порой ваш босс может попросить о личной услуге или ваш коллега периодически умоляет «прикрыть» его. Оказать помощь, сделать доброе дело всегда приятно. Но, если просьбы звучат слишком часто или их характер вас беспокоит, если вы не хотите или не можете сделать что-либо для другого человека, необходимо суметь правильно отказать.

На сегодняшний деньkak_nauchitsya_govorit_net

К сожалению, реальность такова, что рядовые сотрудники зачастую воспринимаются как расходный материал. В период кризиса практически первой мерой для оптимизации ресурсов считается сокращение числа работников, при том, что весь груз работы автоматически распределяется на оставшихся. Таким образом, нарушаются изначальные договоренности об объеме работы, а заработная плата в подавляющем большинстве случаев не повышается. При общем подорожании получается, что человек работает больше, а его финансовое положение становится хуже. Искать новую работу в такой ситуации довольно сложно, ведь при массовых сокращениях кандидатов на рынке избыток. И тут включается только один мотив — надо терпеть. Естественно, это в некотором роде тягостное ощущение далеко не лучшим образом сказывается на рабочей атмосфере. Интересна и такая особенность: если в обычное время при развитии бизнеса происходит постоянный рост, что способствует карьерному развитию, то в период кризиса повышение по служебной лестнице становится крайне затруднительным. Все должности заняты, а новых не появляется. И снова нужно терпеть. Так и складывается ситуация, когда привыкшие терпеть работники берут на себя все больший груз дел, а руководители, быстро привыкающие к безотказности подчиненных, начинают считать повышенный объем нормальным и напрочь забывают о том, что при приеме на работу они «так не договаривались». Работникам же следует различать характер просьб и все-таки учиться говорить «нет», хотя бы в целях самосохранения.

В мире просьб и ошибок

С любым человеком на работе может случиться такая ситуация, когда его попросят о чем-то, что не входит в его служебные обязанности. Это может быть маленькая просьба или весомое одолжение. В любом случае, прежде чем согласиться или отказать, нужно оценить ситуацию.

Неслужебные поручения руководителя

Слово «поручение» говорит само за себя. Поручение исходит от руководителя, и по правилам вы должны выполнить его. Но распространяется ли это на личные просьбы? Например, начальник просит вас забрать его заказ из пункта самовывоза на соседней станции метро. Некоторые люди считают, что, выполняя личные поручения руководителя, они тем самым попадают на другой уровень общения, становясь как бы ближе к руководству. Они рассчитывают, что взамен на услугу руководитель благосклонно отнесется к их записи к врачу в рабочее время и отпустит к ребенку на утренник без проблем. Иногда действительно проявление лояльности и выполнение личных просьб может сыграть вам на руку, но так бывает далеко не всегда. Учитывая, что ваш руководитель по рангу выше вас, просьб с его стороны может оказаться намного больше, вы рискуете оказаться в невыгодном для вас положении. Особенно следует быть внимательными тем, кто сталкивается с неслужебными поручениями слишком часто, возможно, изо дня в день. Помните, что в первую очередь вы — профессионал, выполнение личных поручений не гарантирует вам продвижения по службе или годовые бонусы. Вы удивитесь, когда поймете, что повысили вашего коллегу, перевыполнившего план продаж, пока вы бегали шефу за утренним латте с круассанами. Действительно, далеко не всегда от руководителя можно дождаться элементарной благодарности за помощь, при этом он будет продолжать пользоваться вашей безотказностью, относиться к вам потребительски, пока вы это позволяете.

Просьбы коллег

Равный по должности коллега не может поручить вам что-либо, но может попросить. Например, поменяться сменами, помочь провести инвентаризацию, не говорить руководителю об опоздании на работу на два часа. С одной стороны, почему не помочь? Но только если у вас есть возможность. На выходной у вас семейные планы, но вам неловко отказать коллеге? Ведь пикник в парке можно перенести еще на пару дней. Не стоит. Подумайте о том, что не только вы предвкушаете запах костра и вкус сочного шашлыка в прохладный осенний день, но и ваши близкие думают об этом чудесном дне, который вы планируете провести вместе. Вы можете помочь с сортировкой товара, ведь это не так сложно, и коллеге будет приятно. Обязательно спланируйте так, чтобы успеть сделать при этом свою работу и вовремя забрать ребенка из детского сада. Суть сводится к тому, что помогать другим — очень хорошо. Но, во-первых, если вы этого действительно хотите, а во-вторых, если это не идет вразрез с вашими планами и не нарушает ваш распорядок дня. Постоянно идти на уступки уговорам молящих о помощи коллег — большая ошибка. Опять же, к вам просто начнут относиться потребительски, а у вас появится ощущение, как будто вы разрываетесь на части.

Я говорю «нет!»net

Как показывает практика, одним мы отказываем более легко, а другим сформулировать отказ затрудняемся. Одно дело — сказать «нет» коллеге, который просит его подменить. Другое дело — отказать боссу. Во втором случае неприятность от необходимости сказать «нет» усиливается страхом отказать своему руководителю. Но в любом случае сделать это нужно максимально корректно. Вы можете:
  • сослаться на срочную (важную, объемную, неотложную, сложную) работу, которую не сможете выполнить хорошо и в срок, если переключитесь на выполнение личного поручения;
  • пожаловаться на отсутствие или недостаточность необходимых знаний или навыков (например: «Я с удовольствием помог бы вам установить программы на телефон, но совершенно не умею обращаться с техникой»);
  • предложить контакты специалиста или организации, оказывающих услуги, интересующие руководителя (например, дать телефон касс Большого театра, чтобы непосредственно оператор подсказал напрямую руководителю, какие места лучше выбрать и забронировать);
  • сообщить о том, что на выходные (или вечер) у вас уже запланировано мероприятие, которое вы не можете отменить.
Отказывая в выполнении просьбы коллеге или руководителю, а также и любому другому человеку, постарайтесь не показывать своих эмоций, даже если просьба показалась вам неуместной, нелепой или возмутительной. Озвучьте ваш отказ спокойно, но твердо, не оставляя лазеек для уговоров. В крайнем случае сошлитесь на то, что выполнение личных поручений не прописано в вашей должностной инструкции. Следует отметить, что, отказывая руководителю, важно сохранить его авторитет перед другими коллегами. Поэтому беседовать лучше наедине, без свидетелей.

Еще немного об отказах

Психологи считают, что отказывать в нежелательных просьбах будет проще, если вы четко определите свои личные приоритеты, цели и ценности. Таким образом, вы сможете сопоставить любую озвученную просьбу с вашими планами и определить целесообразность и возможность согласиться ее исполнить или отказать. Существует несколько техник отказа. Например, техника «заезженной пластинки» или прямолинейное «нет», когда вы на уговоры исполнить просьбу твердо повторяете свой аргументированный отказ. Также техника «отказа с пониманием», когда вы проявляете сочувствие к проблеме человека, но, тем не менее, сообщаете, что не в силах помочь. Хорошо, если у вас есть возможность подумать, прежде чем отказать. Например, если просьбу вы получили в письме или по СМС, тогда у вас будет время сформулировать свой отказ, подобрать необходимые слова или прокрутить в голове предстоящий разговор. Но если вас застали врасплох, вы стоите перед собеседником, а он смотрит вам прямо в глаза и ждет ответа? Если у вас сходу не находится подходящего ответа, стоит спокойно и вежливо ответить собеседнику, что вы не можете ответить сразу (вам нужно подумать, посмотреть, во сколько именно вечером вы записаны к врачу, позвонить маме и спросить, сможет ли она посидеть завтра с ребенком, и т.д.). К сожалению, не всегда просто сказать «нет». Иногда приходится что-то придумывать, чтобы не обидеть человека и остаться с ним в хороших отношениях. Источник: Фармацевтический вестник
Сетевое издание PHARMEDU (18+) зарегистрировано в Роскомнадзоре 12.07.2019 г. Номер свидетельства Эл №ФС77-76297. Учредитель — Общество с ограниченной ответственностью «ФАРМЕДУ» (ОГРН 1185074012881).
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-25540
Мы используем файлы cookies. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия. ОК