10 марта 2015
В срок до 15 апреля Правительство России должно представить свою оценку целесообразности создания на территории страны сети государственных аптек. Это указание включено в перечень поручений Президента РФ, подготовленный по итогам совещаний с членами правительства. Таким образом, по мнению экспертов, государство пытается решить вопрос доступности сильнодействующих обезболивающих и взять под свой контроль механизм ценообразования на ЛП. Всвою очередь крупнейшие российские сети объявили о заморозке цен на жизненно важные препараты на уровне цен ноября, объяснив это нестабильностью курса валют. Назад в будущее Волна прокурорских проверок, которая обрушилась на аптечные сети в связи с активным ростом стоимости ЛП, закончится тем, что отдельным учреждениям будут вынесены предписания, наложены штрафы и выписаны предупреждения. Но все понимают, что это не остановит тенденцию роста цен. Максимум, на что может пойти в такой ситуации государство, — это навязать частным аптекам свои правила игры по сдерживанию роста цен на жизненно-важные препараты. На этом полномочия власти над аптечным бизнесом заканчиваются. И появление президентского указа о необходимости создания сети государственных аптек лишь подтверждение тому, что ситуация на аптечном рынке вышла из-под контроля. «Идея воссоздания государственных аптек бесспорно благая, жаль, что она не  способна заморозить падение рубля. Да к тому же будет стоить очень дорого для государства», — считает исполнительный директор РААС Нелли Игнатьева. Осколки социализма Аптечные учреждения с государственной формой собственности, выполняющие социальные функции, в частности обеспечение онкобольных сильнодействующими препаратами, в России существуют. Их количество не так велико, и если смотреть в целом по стране, то есть регионы, которые хорошо укомплектованы как ГУП, так и МУП. «Более того, в некоторых регионах они и сейчас занимают существенную долю рынка, достойно конкурируя с негосударственными аптечными сетями», — считает председатель Ассоциации аптечного менеджмента и маркетинга Гарик Тадевосян. В качестве примера он приводит такие аптечные организации, как волгоградский «Волгофарм», челябинский «Областной аптечный склад», «Нижегородская областная фармация», «Башфармация», «Брянскфармация», «Аптеки столицы», «Липецкфармация», и др. По его мнению, они успешно существуют благодаря эффективному менеджменту или поддержке местных властей. Однако есть и такие регионы, в которых работает лишь частный бизнес, или же госаптеки, которые живут по правилам рынка. «Далеко не всегда государственные аптеки предлагают самые доступные цены на рынке. Скорее наоборот, они лишены поддержки местных властей, имеют меньшие оборотные средства и не всегда интересны фармацевтическим производителям для заключения договоров, цены в них обычно бывают выше, чем в соседних коммерческих аптеках, особенно в дискаунтерах», — констатирует Гарик Тадевосян. По мнению исполнительного директора НП «Аптечная гильдия» Елены Неволиной, положение существующих госаптек осложняет как раз отсутствие внимания со стороны государства. «Они исторически сохранили все социальные функции, но при этом лишены господдержки и вынуждены работать как коммерческие структуры», — уверена эксперт. Рецепт на национальность Главная задача, которую предполагается возложить на новообразованную сеть государственных аптек, заключается в обеспечении доступности для населения ЛП низкого ценового сегмента и сильнодействующих обезболивающих препаратов. Это как раз «слабые места» частного сектора. Какие преференции логично будет предоставить госаптекам, еще предстоит просчитать, но экспертное сообщество уже сейчас готово делиться своими рецептами создания работоспособной государственной сети.   «Воссоздание сети госаптек можно обсуждать только в модели: госзакупка для госаптеки на некий перечень ЛП. Да это спасет отдельный сегмент препаратов. Но это не спасет от импортозависимости лекарственный рынок. Даже если предположить дополнительное финансирование при расширении сети государственных аптек, условного дополнительного перечня, то это приведет к неизбежному отсутствию отдельных препаратов и удорожанию других. И не избежать вопроса стоимости для государства этого создания – воссоздания. Возврат в прошлое рискует обеспечить дефицит лекарств, которые нужно будет не покупать, а «доставать», — говорит Нелли Игнатьева. «Возможно, лучшим решением в данном случае будет объединение существующих государственных аптечных учреждений в единую структуру, что позволит максимально снизить цены за счет заключения прямых договоров с производителями. В целом это полностью соответствует общим тенденциям на рынке — укрупнению аптечных сетей, прямому взаимодействию с производителями и постепенному снижению роли дистрибьюторских компаний», — считает Гарик Тадевосян. При этом он уверен, что государственные и муниципальные учреждения могут решить и проблему физической доступности ЛП, компенсируя убыточность аптек в отдаленных населенных пунктах за счет госсредств или доходом от других аптек, имеющих более выгодное местоположение. «Составной частью этого вопроса является обеспечение населения сильнодействующими и наркотическими ЛП. Я сторонник того, чтобы данная функция осталась только за государственными аптечными учреждениями», — подчеркнул г-н Тадевосян.   Елена Неволина считает, что одним из элементов работоспособности сети может стать введение единого прейскуранта на ЛП для всех госаптек. «Вопрос в том, какие меры поддержки будут приняты. На что государство готово пойти? Готово ли оно кредитовать аптечные организации на суперльготных условиях? Выделять помещения не на условиях аренды, а передавать в хозяйственное ведение? Этих ответов мы ждем», — подчеркнула она. Однако, по мнению директора по развитию RNC Pharma Николая Беспалова, проблема существующих госаптек в том, что это совершенно разрозненные структуры с разным уровнем подчинения и структурой управления. «Если предполагать, что их объединят в единую сеть, то это будет крупнейший игрок на рынке с долей почти в 2,5 раза больше, чем сейчас занимают крупнейшие частные сети. Такая структура, конечно, сможет диктовать условия рынку и получать серьезные скидки у поставщиков. А если ей будут предоставлены в безвозмездное пользование помещения или минимальные ставки по аренде, то сеть сможет работать с минимальной наценкой и станет общероссийским дискаунтером», — предположил аналитик, сделав оговорку, что такой процесс консолидации потребует не меньше двух-трех лет. Так что о скором эффекте говорить не приходится. В целом никто из экспертов не берется критиковать указ президента, говоря лишь о том, что стоит тщательно обдумать не только целесообразность создания сети государственных аптек, но и меры поддержки этих учреждений. Аналитики же считают, что, возможно, все ограничится лишь точечными мерами поддержки, без физической консолидации. Заявление же частного бизнеса о заморозке цен на отдельные ЛП удивительным образом совпало с решением президента возродить государственные аптеки. Заморозить цены решили A.v.e, «Старый лекарь» и «36,6». По данным RNC Pharma, государственные аптеки в настоящее время занимают примерно 7% на розничном коммерческом рынке ЛП. При этом аналитики отмечают, что ситуация неоднородная. В некоторых регионах государственные сети занимают весомую долю рынка. Например, «Губернские аптеки» на рынке Красноярского края занимают около 28%, «Новосибирская аптечная сеть» контролирует больше 11% рынка Новосибирской области. В Москве («Столичные аптеки») и Санкт-Петербурге («Петербургские аптеки») на государственные сети приходится, соответственно, 1,1 и 6%. В отдельных регионах госсети отсутствуют вообще. Так, в Московской области государственная сеть была приватизирована в 2011 г. Оксана Баранова Источник: http://www.aptekiguild.ru/  
Сетевое издание PHARMEDU (18+) зарегистрировано в Роскомнадзоре 12.07.2019 г. Номер свидетельства Эл №ФС77-76297. Учредитель — Общество с ограниченной ответственностью «ФАРМЕДУ» (ОГРН 1185074012881).
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-18096
Мы используем файлы cookies. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия. ОК