АиФ. Здоровье. Лекарственное обозрение №6, 2014.

23 июня 2014

Какие специалисты нужны в фармации?

Елена ШитоваАИФ Елена Шитова Проект нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) отправлен на доработку. Что нужно сделать, чтобы процесс обучения фармацевтов и провизоров приводил к оптимальному результату? Наш эксперт – декан фармацевтического факультета НижГМА, председатель Нижегородской ассоциации фармацевтов, член-корреспондент РАЕН Светлана КОНОНОВА.  

Документ с «пробелами»

– Светлана Владимировна, чем "не угодил" фармацевтической общественности новый проект ФГОС? – Данный проект, как и многие ранее действующие документы, не отвечает требованиям времени. Его содержание не обеспечивает опережающего профессионального образования  и не обеспечивает готовности специалиста к саморазвитию. Сегодняшний подход к формированию ФГОС является количественным, а не качественным и не соответствует темпам развития фармацевтического рынка. Надеюсь, что в новый документ будут включены предложения профессионального сообщества и что его обсуждение будет достаточно длительным и всеобъемлющим. Тех пятнадцати дней, в течение которых проект находится в открытом доступе в Интернете, явно недостаточно для взвешенного решения. Принятие таких важных документов требует процедуры осмысления. – В чем вы видите основной «пробел» этого документа? – Беда в том, что мы не нацелены на фор- мирование нравственного человека. Для профессионала нравственные понятия должны стоять во главе угла, сейчас этого не происходит. Один из результатов такого подхода в том, что происходит искажение социальных, профессиональных и нравственных ценностей, квалифицированные специалисты уходят из профессии, а ценность образования падает. Это касается всех отраслей, но в медицине и фармации эти негативные процессы особенно заметны.

Кодекс чести или прибыль любой ценой?

– Не кажется ли вам, что в современ- ных «недорыночных» экономических условиях требование воспитывать нравственного человека восприни- мается едва ли не как дурной тон? В крайнем случае, оно сводится к религиозному подтексту. – Восприятие этого понятия не одинаково в разных возрастных аудиториях. Студенты употребляют его совершенно адекватно, чего не скажешь o многих преподавателях. Меня пугает, когда я вижу на лицах образованных взрослых людей кривую гримасу при одном только употреблении слова «нравственность». Чему может научить преподаватель медицинского вуза, считающий, что это понятие имеет только религиозный аспект? На самом деле понятие нравственности далеко не тождественно религиозным представлениям. – Что вы включаете в это понятие? – Главный критерий нравственности – соблюдение определенных норм: правовых, профессиональных, духовных и т. д. А у нас сегодня в медицинской и фармацевтической сферах сплошь и рядом игнорируются требования законодательства. Необходимо вернуть в профессию нравственные ориентиры. Если врач выписывает вместо рецепта бумажку, а фармацевт отпускает по этой бумажке лекарство, то оба они проявляют профессиональную  безнравственность. – Получается, что если фармацевт не отпустил лекарство по бумажке, то он поступил правильно. А вдруг пациент, не получивший лекарственную помощь, в результате пострадает или даже погибнет? – Может быть и обратная ситуация: пациент пострадает от того препарата, который обозначен «на бумажке». При этом врач рецепт не выписывал  и ответственности за ущерб, нанесенный пациенту, не понесет, «стрелки» будут переведены на фармацевта. Сегодня аптечный работник оказывается «крайним» и если отпустил, и если не отпустил лекарство. Но если бы в каждой аптеке требовали рецепты, а не бумажки, то и врачи вели бы себя иначе. Однако, пока в аптеках сохраняется приоритет прибыли любой ценой, это вряд ли произойдет. – Насколько реально соблюдать нравственные правила в рыночной экономике? – Вполне реально, если создать соответствующую законодательную базу и воспитывать настоящих профессионалов, которые считают неприемлемым нарушать свой «кодекс чести». – Но в аптеках работают и непрофессионалы… – К сожалению, действительно так, и это одно из самых ярких проявлений безнравственности в нашей отрасли. О проблеме непрофессионалов неоднократно заявлялось на самом высоком уровне, но я не знаю случаев, когда владелец аптеки понес реальное наказание за то, что у него работают люди без профильного образования. Думаю, что существующий сегодня порядок проверок в известной степени способствует тому, чтобы можно было скрыть даже вопиющие нарушения в этой части. Проверяющий обязан предупреждать заранее o своем визите, и к моменту проверки в документах все будет исправлено, и ни одного неспециалиста на рабочем месте он не увидит. Кроме того, любая проверка является тематической, и если в теме заявлено хранение лекарственных средств, то только хранение и будет проверено. За первым столом часто работают не фармацевты, а медицинские сестры, что в принципе недопустимо. Каким бы квалифицированным ни был медработник, он не является специалистом в области фармации. Имеет значение и тот факт, что при всеобщем дефиците медицинских сестер в лечебных учреждениях аптеки создают предпосылки для дальнейшего оттока среднего медперсонала.

Властелины аптек, они же – работодатели

– Может быть, пойти по другому пути и узаконить то, что реально происходит, то есть дать право медицинским работникам заниматься фармацевтической   деятельностью? – Такие предложения поступали неоднократно, более того, они лоббируются определенными кругами. Акцент делается, в частности, на том, что существуют компьютерные программы, позволяющие справиться с задачами фармацевта любому человеку с медицинским образованием. Но компьютерная программа никогда не заменит человека! Так мы скоро докатимся и до того, что врача заменим компьютером. Второй аргумент лоббистов заключается в том, что фармацевтических специалистов не хватает, так как очень много аптек. Но именно непомерное количество аптек порождает многочисленные  нарушения! – Часто говорят, что конкуренция позволяет снижать цены. – Где и когда сейчас снижаются цены на лекарственные препараты? Они как росли, так и растут, сдерживающим фактором является отнюдь не количество аптек, а покупательная способность населения. Качество обслуживания конкуренция тоже не улучшает: если за первым столом стоит непрофессионал, о каком качестве вообще может идти речь? Наша кафедра проводила исследования социальной значимости фармацевтической профессии, в том числе и ее востребованности у разных категорий населения. Среди посетителей аптек 87% считают, что провизоры и фармацевты необходимы, в экспертных группах врачей и фармацевтов этот показатель находится на уровне 82–84%. Зато владельцы аптек, работодатели только в 38% случаев считают, что для удовлетворения запросов потребителей нужны провизоры и фармацевты. – Возможно ли, что при такой «заинтересованности»  работодателей в специалистах аптеки скоро останутся вообще без фармацевтов? – Здесь неоднозначная ситуация. По мнению самих фармацевтов и провизоров, работающих в аптеках, работодатели мало заинтересованы в профессионалах: так считают 42% опрошенных. Это косвенно подтверждается тем, что работодатели не стремятся к повышению квалификации своих сотрудников: только 14,3% специалистов имеют доплаты за наличие квалификационной категории и только 42,8% – за профессиональный стаж. Однако на самом деле владельцы аптек не хотят оставаться совсем без профессионалов: 54% работодателей хотели бы иметь «страховку» в виде опыта и знаний специалистов. При этом потребители, по мнению владельцев аптек, вполне могут обойтись и без специалистов (напомню, так считают 38% работодателей).

Ни перспектив, ни творчества

– А хотят ли сами работники аптек расти в профессиональном плане? – Самое страшное то, что специалисты в аптеках не видят перспектив для своего профессионального развития. Наши исследования показали, что по окончании учебного заведения в аптечные организации идут работать 65–70% новоиспеченных провизоров и 90–95% фармацевтов, при этом в фармацевтические компании отправляются 30–35% прови- зоров. Но через год-другой ситуация полностью меняется: специалисты уходят из аптечных организаций, где остается только 45–50% провизоров и 75–80% фармацевтов. По мере возможности провизоры уходят работать в фармацевтические компании. – Вероятно, причиной исхода специалистов из аптек в первую очередь является  низкая  зарплата? – Это существенный, но не решающий фактор, гораздо важнее отсутствие профессиональных  перспектив и неинтересная работа. Многие профессионалы считают работу в аптеках безнравственной. Влияет и то, что корпоративное обучение носит узкую направленность, ограниченную, как правило, сферой продаж. Кроме того, специалистам не нравится то, что в аптеках работают лица без фармацевтического образования, имеющие практически такие же обязанности и оплату труда. Провизоры уходят в фармацевтические компании, потому что там не только зарплата выше, но и есть перспективы карьерного роста, интересная работа, творческий подход.

Хочу учиться!

– Получается, что провизоры, работающие в аптеках, не особенно стремятся к повышению квалификации. А хотят ли получать новые знания фармацевты со средним образованием? – По нашим исследованиям, выпускники фармацевтических колледжей в 87% случаев стремятся продолжить обучение в вузе по заочной форме обучения. Мотивом служат необходимость  систематизации и увеличения знаний, самосовер- шенствование, престиж, будущая зарплата, повышение общей культуры и расширение кругозора. В этих условиях отмена системы заочного образования приведет к тому, что фармацевтам будет закрыт путь к профессиональному росту. – Не секрет, что вузовское образование порой находится в отрыве от практики, и вчерашние студенты разочаровываются в профессии, даже не успев ее освоить. – В отношении работников аптечных организаций это справедливо. Приходя из вуза в реальные учреждения, студенты и молодые специалисты чувствуют противоречие между теоретической частью уровня нравственного сознания и эмпирически воспринимающимися ценностями, реальными отношениями. Все то, чему провизора учили в вузе, остается на минимуме востребованности, его работа и зарплата практически совпадают с работой и зарплатой фармацевтов, а то и вовсе работников без профильного образования. – Это аптеки не соблюдают правил или вузы ушли в отрыв от реальной действительности? – Оба фактора имеют место. О том, как влияет непомерное количество аптек на качество их работы, мы уже говорили. Но и вузы во многом недорабатывают. Доминантами современного фармацевтического образования должны стать, во-первых, сотрудничество с практикой, а во-вторых, нравственные регуляторы: норма, закон.

Важные шаги

– Какие практические шаги необходимо предпринять для того, чтоб реализовать эти доминанты? – Необходим целый комплекс различных мер. В первую очередь следует законодательно разграничить функции провизора и фармацевта, предусмотрев эти разграничения в образовательных и профессиональных стандартах, квалификационных характеристиках и других нормативных документах. Для начала целесообразно ввести норматив о том, что заведовать аптекой могут только лица с высшим профессиональным образованием. В перспективе придется менять всю концепцию фармацевтической деятельности, результатом чего станет перераспределение обязанностей специалистов с высшим и средним образованием. В частности, за первым столом останутся только провизоры, как это сейчас принято в развитых странах. При этом высшее фармацевтическое образование примет вид последовательной двухуровневой системы, где средние учебные заведения органично включатся в структуру вузов. А до введения единой системы нужно обязательно сохранить заочное высшее образование для выпускников фармколледжей. Нужно ли при этом менять программу обучения в вузах? – Да, это вызов времени, нуждающийся в адекватном ответе. От нас требуется консолидировать научный и практический опыт педагогов и фармацевтических работников для разработки ФГОС нового поколения, предусмотрев изменение названий некоторых дисциплин и их рациональный объем. В частности, я считаю крайне важным усилить гуманитарный блок. Но не за счет обычного лекционного материала, а за счет тренингов в форме ситуативного обсуждения. Целесообразно не ставить за подобные занятия оценок студентам, разбор ситуации в неформальной обстановке гораздо эффективнее семинара с «угрозой неуда». – Какие специалисты будут выходить из фармацевтического вуза в итоге? – По окончании дипломного уровня вуза нужно выпускать провизоров общей практики. Перечень специальностей необходимо пересмотреть с учетом прохождения интернатуры и ординатуры. Мы уже говорили o том, что проект профессиональных стандартов необходимо пересмотреть и провести его самое широкое обсуждение среди специалистов. Важно, чтобы разработку и экспертизу профессиональных стандартов проводила не одна структура, как это происходит сейчас, а независимые инстанции.

Единый госреестр провизоров и фармацевтов

– А как бороться с засильем непрофессионалов помимо неэффективных на сегодняшний день формальных запретов? – Требуется создать единый государственный реестр провизоров и фармацевтов, работающих в фармацевтических организациях всех форм собственности, и предусмотреть обязательное членство всех профильных специалистов во Всероссийской саморегулируемой  общественной организации. Причем это членство не должно носить формальный характер, каждый человек должен понимать, что он на виду у всего профессионального сообщества, и дорожить своей репутацией. Сегодня на уровне Министерства здравоохранения России поставлена задача создать единый реестр медицинских работников. Но почему-то речь идет только о тех, кто трудится в государственных и муниципальных медицинских организациях, а частные клиники выпадают из поля зрения. И про фармацевтическую отрасль пока не говорится вообще ничего. Считаю целесообразным создать реестр и медицинских, и фармацевтических работников, включающий сотрудников всех профильных учреждений, независимо от формы собственности. Сейчас у нас в стране неизвестно не только точное число специалистов, но и количество фармацевтических организаций, что затрудняет объективный анализ ситуации. Думаю, что совместными усилиями государства, профессиональной фармацевтической общественности, работников учебных заведений вполне реально восстановить нравственные ориентиры в отрасли и сделать выполнение норм органичной потребностью  специалистов. По мнению самих фармацевтов и провизоров, работающих в аптеках, работодатели мало заинтересованы в профессионалах. Это косвенно подтверждается тем, что работодатели не стремятся к повышению квалификации своих сотрудников. Мы обязаны постоянно повышать уровень профессиональных знаний Аптечная сеть а5group: к обучению готовы! Фармацевтический   кадровый рынок сегодня не насыщен,  и потребность в кадрах очень высока. Получить изначально готовых высококлассных специалистов очень сложно. В разных компаниях по-разному решают эту проблему. Например, руководство компании А5 group считает одной из своих главных задач создать все условия для профессионального и карьерного роста  сотрудников. Одним из основных звеньев, отвечающих за адаптацию и обучение сотрудников компании, стал Центр компетенций. О некоторых направлениях работы рассказывает его директор Елена Лазарева. – Базовый багаж знаний необходимо постоянно пополнять, иначе  в нашей специальности невозможно. Существенно увеличилось количество лекарственных препаратов, развиваются нанотехнологии, появляются новые лекарственные формы. И обучения один раз в 5 лет, как требует законодательство для проведения сертификации специалистов, уже недостаточно. Приходится постоянно повышать уровень своих профессиональных знаний. Мы рады и выпускникам и специалистам с опытом. Каждому предоставляем свою карьерную лестницу, свой личный, индивидуально подобранный план обучения. Мы пытаемся найти индивидуальный подход к каждому соискателю, который желает работать в нашей компании. Наибольшая трудность в привлечении персонала к процессу обучения – это необходимость обеспечения индивидуального подхода, с учетом особенностей каждого сотрудника. Работают разные люди, с различным уровнем профессиональных знаний, но их всех нужно адаптировать под корпоративную культуру компании, особенности фармбизнеса и предоставить реальные и интересные пути самосовершенствования и карьерного роста. Поэтому важно при разработке тренинга использовать различные методы и формы взаимодействия, применять сторителлинг, интерактивные подход, чтобы добиться понимания  у всех слушателей. И, конечно, сложно разом охватить всю сеть – она очень велика, количество персонала около 4000 человек. Поэтому все проекты работают продолжительный срок, мы строим компанию на долгосрочную перспективу! В этом году стартовал проект

"Pharmedu"

социальная сеть фармацевтов, где большим разделом представлен Центр компетенций компании А5group. Первый независимый портал обеспечит возможность дистанционного, непрерывного обучения специалистов фармацевтической отрасли. Обучение в регионах мы проводим и с помощью дистанционных методов, так же привлекаем заведующих аптеками, руководителей групп аптек, директоров дивизионов. Раз в месяц вызываем регионалов, обучаем их, а затем они переносят обучающую программу на места. Ну и, конечно, мы регулярно проводим выездные тренинги. Мы сотрудничаем со многими учебными заведениями, участвуем в проводимых ими мероприятиях, что-то организуем сами. Очень тесно работаем с выпускниками, участвуем в ярмарках вакансий, днях карьеры, предоставляем базы для прохож- дения государственной стажировки. И если видим, что студент активен, ответственен, то готовы принять его на работу – мы, несомненно, заинтересованы в перспективных кадрах. Кроме создания благоприятных условий для совершенствования профессиональных знаний сотрудников в компании работает много мотивационных программ, которые стимулируют специалистов к профессиональному росту, самообразованию, движению вперед. Например, надбавка за профессионализм, за стаж работы, конкурсные проекты. На это нацелена и акция «Бар
хатный сезон», которую сейчас проводит наша компания. Фармацевтам, провизорам с опытом работы не менее 1 года, при условии подтверждения квалификации в рамках прохождения входного тестирования, и трудоустроившимся в организацию в период с 1 по 30 июня 2014 года компания А5 group предоставляет ежегодный отпуск и дарит путевку на 7 дней на двоих в страны Еврозоны и другие центры туризма. Впервые в акции «Бархатный сезон» могут принять участие выпускники учебных заведений 2014 года Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга по специальности «фармация». Для этого им необходимо трудоустроиться в наши аптеки в течение месяца после получения диплома и при входном тестировании набрать рейтинг более 60%. Кроме этого, у нас началась специальная акция для выпускников 2014 года по специальности «фармация». Всем приезжающим  из регионов ЦФО и других регионов России или Белоруссии, при условии трудоустройства в течение месяца после получения диплома, компания предоставляет комфортабельное жилье, выплачивает подъемные для обустройства на новом месте. У каждого сотрудника A5group есть реальная возможность в течение всего двух лет построить успешную карьеру и занять важную должность в менеджменте одной из наиболее динамичных и современных компаний страны.  
943_original
Сетевое издание PHARMEDU (18+) зарегистрировано в Роскомнадзоре 12.07.2019 г. Номер свидетельства Эл №ФС77-76297. Учредитель — Общество с ограниченной ответственностью «ФАРМЕДУ» (ОГРН 1185074012881).
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-7254
Мы используем файлы cookies. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия. ОК